02/04/2010 12:31
Пасха вашему дому
С наступлением Пасхи на Кубани снимался запрет на веселье и смех, действовавший во время поста, а после разговения «сам Бог благословлял». Вот и праздновали кубанцы от всей души, одаривая родственников «пасками» и крашеными яйцами и приветствуя «заветными» словами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»
ВСТЕЧУ ПАСХУ ЧИСТЫМ
К Пасхе, как и ко многим другим праздникам, станичники готовились заранее. В чистый четверг приводили в порядок дом, а в отдельных станицах еще и пекли праздничные куличи и красили яйца. Дел было много, но все старались успеть, ведь, если верить примете, та хозяйка, которая успеет приготовиться к Пасхе за этот день, весь год с любыми делами будет справляться и все успевать.
Помимо генеральной уборки в доме, к разряду важных дел женщины относили еще один «ритуал» - вокруг дома обметали веником. Это делали для того, чтобы всякая нечисть «нэ лизла до хаты» (не лезла к дому). А чтобы самим встретить Великдэнь (Великий день) с чистым телом и душой и чтобы не болеть, купались до восхода солнца (до того как «ворон своих детей искупает»).
Вечером с четверга на пятницу кубанцы шли на всенощную, домой же возвращались с зажженной свечой в руках, огнем которой наносили крест на сволок жилища. Кресты «ставили» также на дверях и окнах, на хозяйственных постройках – в защиту от «нечистого». И после этого страстную свечу не гасили – с ней забирались на «горище» (чердак), чтобы поискать там домового. Считалось, что только раз в году (именно в этот день), можно было увидеть «хозяина». Если же он «показывался», его спрашивали: «К худу или к добру?» Если спросившего ожидало хорошее, домовой говорил «дув», иначе он просто дул на любопытного.
ПОРА РАЗГОВЛЯТЬСЯ!
В ночь перед Пасхой спать запрещалось, тем более стелить постель. Вернувшись из церкви с всенощной, мыли руки и умывались водой, в которую опускали одно или два красных яйца – чтобы не болеть. Умывались аккуратно, не роняя брызг, ведь из каждой капли, упавшей на пол, рождается нечисть.
Умылись – можно и к столу. Все члены семьи «христосались», а затем разговлялись. За столом соблюдался порядок: во главе стола садился отец, справа от него – мать, за ней располагались женатые сыновья и невестки, а далее дети. Жене отводилось местечко по левую руку хозяина. По традиции, первым разговлялся старший мужчина, а за ним все по старшинству. Разговлялись освященными яйцами, пасхой, салом и только потом приступали к блюдам из мяса. Обычно это был жареный целиком поросенок. Подавали его на стол особым образом: на кусочки сала ставили обрядовый хлеб, а сверху размещали поросенка, державшего в зубах красное пасхальное яйцо. Рядом с этой «композицией» находилось место и для других продуктов, освященных в церкви, - масла, мяса, соли и т.д.
«…КРАСНОГО ЯИЧКА ДОЖИДАЙ»
Яйца к празднику красили чаще всего в красный, синий, зеленый или золотистый цвета. «Крашанки» были и однотонные, и с орнаментом. Встречались и надписи «И. Х.», редко – с именами детей (яйцо – символ жизни). Особенно ценились при этом яйца красного цвета. Девушки использовали их при умывании, чтобы быть красивыми и счастливыми. А вот первое красное яйцо, полученное после христосования, целый год хранили за иконой, а затем им разговлялись во время следующей Пасхи. Красными яйцами одаривали пастухов при первом выгоне скота в стадо. Ими же кормили домашних животных (кроме собак и свиней), «чтобы все было цело».
Скорлупки от яиц зазря не бросали – их закапывали (к примеру, по четырем углам двора, «шоб разна звирюка в город нэ заходыла») или относили к реке и пускали по воде. Сжигать яичную скорлупу запрещалось – куры перестанут нестись, будут пропадать. Чтобы корову миновали болезни, скорлупки оставляли под крышей коровника. Иногда женщины даже пробивали корове рог и заталкивали в него скорлупки от освященного красного яйца, чтобы защитить животное от ведьм. Скорлупу использовали и при посадке арбузов: смешав с семенами, шли на огород, приговаривая: «Вы, чорты, нэ гуляйтэ, кавуны надувайтэ» (Вы, черти, не гуляйте, арбузы надувайте).
Помимо крашеных яиц, заметное место занимал обрядовый хлеб, или «паска», являясь изначально частью культа плодородия. Круглые и высокие (30-50 см), украшенные шишками, цветами, крестами из теста, пасхи красили яичным белком и посыпали разноцветным пшеном. Цвет пшена символичен: красный цвет – кровь, солнце; зеленый – растительность; синий – небо, вода. Вот и старались станичники побольше «пасок» испечь, чтобы всюду была жизнь, богатство, плодородие и счастье. По крайней мере, кубанцы в это верили.
ЛЕГЕНДЫ О ПАСХЕ
Как и на любые другие большие праздники, на Великдень запрещалось работать, особенно в поле. Кубанцы верили в легенду о происхождении крота. Считалось, что крот когда-то был пахарем, но он ослушался и работал на Пасху. Бог спустился к нему с небес и спросил, почему он работает в праздник. Пахарь ответил: «Раз сегодня великий день, значит, я сегодня смогу больше всего напахать». Бог ответил: «Тогда будешь пахать, пока светит солнце». И пахарь превратился в крота.
Кубанцы опасались ведьм и верили, что в церкви на всенощной в момент, когда запоют «Христос воскрес», все ведьмы попытаются ухватиться за дверной замок. По этой причине во многих станицах мужчины «охраняли» двери церкви, стараясь никого к ним не подпускать. Считалось, что ведьм нужно остерегаться и на заутрене – если стать у входа в церковь, сложив три пальца, как для «крестного знамения», и положив их на ручку двери, ведьмы себя обнаружат шипением и попытками отогнать от дверей.
По материалам книги Н. И. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/04/02/190318.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!