31/08/2009 14:14
Ученье - свет, а неученье - тьма, точнее, нечитание…
Многие ли родители задумываются над вопросом: почему не читают их дети? Думаю, что многие, но ответ найти тяжело. В чем причина? В деградации подрастающего поколения? Или сейчас у молодых другие жизненные приоритеты? А вот что, интересно, думают сами подростки по этому поводу? Не так давно социологи и психологи решили провести опрос среди молодежи и задали вопрос: «А любите ли вы читать»? Треть опрошенных (возраст 10-15 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много». А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю». Мы решили разобраться, почему современная молодежь не любит читать книги.
Скучно, однако!
В процессе общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их «тыкать в книжку пальчик», было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге. А во-вторых - и так отвечали многие родители, - им действительно было интересно читать.
Нынче смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги, нынешним тинейджерам приносят кино, компьютерные игры и пр. Достаточно нажать две кнопки - и получай свой адреналин. Согласитесь, это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста.
То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Неужели со временем книги становятся менее интересными? Ведь содержание того же «Робинзона Крузо» или «Детей капитана Гранта» с годами не меняется. В чем же проблема?
А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки и знать не знают о существовании тех авторов, которыми их родители просто зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен, Джек Лондон, Фенимор Купер, Луи Буссенар, Майн Рид, Конан Дойл, Беляев, Каверин... А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого.
Школа не всегда помогает
Сейчас дети читают в основном в школе - ничем не хочу оскорбить школьную программу в общем и преподавателей в частности, но именно из-за школы у детей пропадает все желание читать. А все почему? Внушительный список литературы, тома-«кирпичи», стандартный подход по схеме «биография автора - пересказ произведения - портреты главных героев - понятия любви/семьи/чести и пр. в произведении», в итоге изучение интересного произведения превращается в настоящее мучение. Попытка донести до сознания молодежи вещи, которые ей объективно непонятны в данном возрасте, - душевные терзания Андрея Болконского или Раскольникова - не вызывает ничего, кроме раздражения и обиды, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие.
Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке, да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь. В жизни общества за последнюю пару десятков лет произошло очень много изменений, а в литературной программе - практически никаких. Среди книг, рекомендованных к обязательному прочтению, нет ни одного произведения, главным героем которого был бы современный подросток. Школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.
Как-то я задала вопрос младшей сестре своей подруги, она сейчас учится в 10-м классе. На вопрос «Читаешь ли ты и любишь ли это дело?», она ответила: «Конечно, я читаю. Да и все подростки читают! И еще как! Просто нам неинтересно читать всякую скучную бяку. Хочется чего-нибудь реального - книг про то, как решают проблемы другие девчонки и ребята».
Книга всегда поможет
Конечно, молодежь еще читает. Вот только что именно? Казалось бы, рынок детской литературы переполнен. «Золотой запас» - М. Твен, Ф. Купер, Ж. Верн, А. Рыбаков и прочие - представлен в таком объеме, который нашим родителям и не снился. Детективы, фантастика, фэнтези давно перестали быть дефицитом, но среди тонн этой так называемой «литературы» очень трудно найти действительно стоящие вещи - того же Толкиена или Урсулу Ле Гуин.
А между тем в ответах на вопрос, какие книги ты хотел бы почитать, на первом месте стоят реалистические повести, рассказы про сверстников. Эту брешь попытались закрыть издатели, запустив серию повестей и романов, написанных и старыми знаменитыми писателями («Кораблики» В. Крапивина, «Дикая любовь» Ю. Короткова, автора сценариев к фильмам «Авария - дочь мента», «Американка» и пр.), и молодыми неизвестными («Барабашка - это я» Е. Мурашова, «Трудное время для попугаев» Т. Пономарева и пр.). Они про нашу новую жизнь и про наших новых детей, которые знают, что такое наркотики и как страшно быть бездомным, которым приходится самим отбиваться от рэкетиров и самим решать, можно ли предать любовь ради карьеры.
Я думаю, книги про опасный возраст помогают - они про подростков, про те трудности, которые они уже пережили, или про те, которые ждут в их будущем. Ведь в жизни есть такие моменты, когда человеку надо сделать шаг во взрослую жизнь и сделать его правильно. Бывает, попадаешь в такие ситуации, все навалится. А книги помогут, обязательно помогут. Можно долго рассуждать про то, что взрослые сами еще не разобрались в том хаосе, который царит в душах и в головах, что для подростков писать тяжелее - слишком остро ребята чувствуют фальшь, и их красивыми словами не обманешь. Но уже пора заканчивать говорить, надо начинать что-то делать. Иначе у нас в головах скоро останется всего одна извилина, да и та - от компьютерного видеошлема.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2009/08/31/173942.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!