30/10/2009 16:36
В Краснодаре состоялась премьера спектакля Краснодарского театра балета Юрия Григоровича «Шедевры русского балета»
В минувшие выходные в творческом объединении «Премьера» им. Л.Г.Гатова» состоялась премьера нового спектакля Юрия Григоровича «Шедевры русского балета», приуроченная к 100-летию «Русских сезонов в Париже». Премьера была посвящена памяти известнейшего хореографа Михаила Фокина.
Премьера художественного руководителя Краснодарского театра балета Юрия Григоровича в Краснодаре включила в себя четыре одноактовых балета: «Петрушка» И. Стравинского, «Шопениана» Ф. Шопена, «Видение розы» К.-М. Вебера и «Половецкие пляски» А.Бородина.
Первый балет - «Петрушка» Игоря Стравинского – это балет в одном действии, четырех картинах. Содержание балета просто, но от этого не менее зрелищно.
Картина первая
Действие разворачивается в северной столице на Адмиралтейской площади в Масленицу. Люди отмечают праздник, танцуют и веселятся, потешает толпу балаганный дед. Барабанщики зазывают всех в театр кукол, откуда появляется фокусник, он и представляет зрителям трех персонажей своего театра - Арапа, Петрушку и Балерину. Яркий костюм Арапа приковывает взгляд, но сразу приходит понимание того, что он глуп. То же можно сказать и о Балерине, а вот Петрушка создает впечатление несчастного и всеми отвергнутого человека.
Картина вторая
Здесь мы видим метания и переживания Петрушки, который очень боится своего хозяина и Арапа. В его комнату входит Балерина, и Петрушка просто преисполнен радостью, забыто одиночество и все беды. Но в своей радости Петрушка не сразу замечает, что Балерина уходит, и комната его вновь пуста. Он винит во всем Фокусника, бросается на его портрет - и вдруг стена, на которой он висит, прорывается, и Петрушка вываливается через образовавшееся отверстие на улицу. Сразу же в комнату врывается хохот веселящейся толпы.
Картина третья
Теперь уже зрители видят комнату Арапа, где он не выпускает из рук кокос. В нем сосредоточились все его желания и интересы. Арапу кажется, что в орехе кто-то сидит, он пытается его расколоть саблей, но тщетно. Тогда Арап, проявляя почтение к ореху, начинает молиться на него. Тут в комнату вбегает Балерина, ей нравится Арап, и она хочет потанцевать с ним. Но Арап беспокойно мечется по комнате, не зная, куда спрятать свою драгоценность. Только когда Балерина его обнимает, он поднимается и идет за ней, однако их вдруг пугает шум за дверью. В комнату вбегает Петрушка, Балерина падает в обморок, а Петрушка никак не может поверить в то, что она полюбила другого. Между Арапом и Петрушкой происходит конфликт.
Четвертая картина
Народ на площади продолжает веселиться, все танцуют и поют. В этот момент над толпой проносится крик. Это бежит Петрушка, а за ним - Арап с саблей наголо и Балерина. Арап убивает Петрушку, и тот падает на землю. В последний раз Петрушка открывает глаза - вокруг него равнодушная толпа, и опять нет никому до него дела, до его смерти. Однако городовой требует от Фокусника объяснения происходящему. Фокусник показывает Петрушку - что это всего лишь тряпичная кукла, городовой успокаивается и уходит. Расходится толпа, уходит Фокусник, и вдруг раздается крик. В страхе Фокусник замирает и оборачивается – и видит, как на крыше театрика возникает Петрушка, его неумирающий дух, он угрожает Фокуснику, пустой площади.
В продолжение сказки
После антракта, где все гости театра смогли перекусить и обсудить увиденное, началось второе отделение спектакля - это был балет в одном действии «Шопениана». Балетная сюита на музыку польского композитора Фредерика Шопена создана Михаилом Фокиным в 1908-1909 годах. В «Шопениане» хореограф стремился воспроизвести стиль романтического балета прошлого, а именно - 1830-40 годов. Будучи очень простой внешне, эта хореография таит в себе немалые сложности. Она требовала от исполнителей тонкого чувства стиля, высокой танцевальной техники. После премьеры в 1909 году в Петербурге «Шопениана» была показана в Париже с участием звезд русского балета: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Ниженского. С того времени началась международная слава этого балета, обошедшего все подмостки и исполняемого до сих пор с неизменным успехом.
«Видение розы»
Третье отделение состояло из двух одноактовых постановок балета. Первый – «Видение розы». Этот балет был поставлен Михаилом Фокиным в труппе «Русский балет» Сергея Дягилева и впервые был исполнен 19 апреля 1911 года в театре Монте-Карло солистами Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским. Это камерное хореографическое произведение навеяно стихотворением французского писателя, поэта, соавтора либретто «Жизели» Теофиля Готье «Я - призрак розы, которую ты вчера носила на балу». Красивые строки посвящены призраку цветка, который является во сне девушке. Вернувшись с бала, она вновь переживает упоение своим первым успехом, вспоминает о юноше, который подарил ей эту розу. В раскрытое окно, будто с порывом ветра, он влетает к ней в комнату в облике цветка и начинает кружиться, увлекая ее с собой в танец. Пронесшись мимолетной мечтой, он исчезает. У ног проснувшейся девушки цветок – увядший, но подаривший ей миг счастья.
Балет поставлен на музыку фортепьянной пьесы немецкого композитора Карла Мария фон Вебера «Приглашение к танцу», оркестрированный Гектором Берлиозом. Со времен премьеры прошло почти сто лет, но к этому сочинению романтической хореографии постоянно возвращаются все новые и новые поколения артистов.
«Половецкие пляски»
Картина «Половецкого стана» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» привлекла внимание Михаила Фокина. Эта картина находилась в составе оперных постановок, но выделилась в самостоятельное хореографическое произведение. Михаил Фокин показал свои «Половецкие пляски» как одноактовый балет 19 мая 1909 года в Парижском театре Шатле в составе «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Позже его хореография исполнялась в Петербурге (Ленинграде) и продолжает оставаться там же как замечательное хореографическое произведение.
О творчестве
Все четыре балета были поставлены в начале ХХ века Михаилом Фокиным, блестящим русским хореографом, чье мастерство прославило русскую школу балета на весь мир. В Краснодаре возобновление авторской хореографии Фокина стало возможным благодаря работе балетмейстеров Ольги Васюченко, Галии Бурибаевой, а также заслуженному артисту России Олегу Рачковскому. Декорации к балету воссоздавались в художественно-производственных мастерских "Премьеры" по оригинальным эскизам Александра Бенуа художником Михаилом Сапожниковым. Музыкальным руководителем, а также дирижером-постановщиком новой программы является заслуженный артист России Александр Лавренюк.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2009/10/30/180981.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!