22/04/2010 06:02
Краснодарские ветераны ВОВ посмотрели «Утомленные солнцем 2» до официальной премьеры
В минувшую субботу, 17 апреля, в Краснодаре состоялся предпремьерный показ кинокартины Сергея Михалкова «Утомленные солнцем. Предстояние». В числе почетных гостей в этот день были краснодарские ветераны Великой Отечественной войны. Те, кто ради будущего своей страны и мира на Земле, не жалели жизни своей…
Многие краснодарцы, прогуливающиеся у кинотеатра «Болгария», а также молодежь из числа приглашенных на предпремьерный показ фильма, удивлялись, кто из высокопоставленных гостей должен прибыть – у главного входа в кинотеатр по обеим сторонам стояли бронетранспортеры, а люди в офицерской форме устилали красную дорожку. Как оказалось, те самые почетные гости – фронтовики. Ради ветеранов в этот день звучал и военный духовой оркестр.
Чтобы создать атмосферу Великой Отечественной войны и тех лет вообще, организаторы мероприятия подготовили не только соответствующие декорации. Приглашенным дарили гвоздики, угощали кашей, бутербродами с салом или кусочками вареного мяса и др. – о красной икре в суровые 40-е вряд ли кто осмеливался даже мечтать. Все жили с четкой установкой - «Все для фронта, все для победы!».
Так или иначе, но ветеранам все пришлось по душе: они оживленно общались, а уже почти перед показом фильма дружно пели популярную в военные годы песню «Катюша».
Немного о фильме
Показ фильма «Утомленные солнцем. Предстояние» начался с документальной ленты, в которой режиссер и актер, сыгравший главную роль, Никита Михалков рассказал о том, как создавалось это кино, в том числе для чего создавалось.
По его словам, мы как-то слишком быстро забываем свою историю, а новое, подрастающее поколение, не всегда понимает, почему ветераны в таком почете, почему каждый год День Победы россияне празднуют с особенным трепетом…
«В своей картине мне было важно всё-таки реально попытаться показать ЧЕРЕЗ ЧТО же прошли люди, для того, чтобы Великой Победы добиться. Через что. Причем я хотел этого добиться, не пугая зрителя кровью или взрывами, а через психологию начала войны, которая обрушилась на страну совершенно невероятным шквалом, к которому мы не были готовы. И, разумеется, — каким образом происходит тот самый перелом, после которого наши войска поворачивают на Запад», - рассказал Никита Михалков.
И Михалкову это удалось. За три часа, что длится «Предстояние», в эту атмосферу окунаешься с головой, забывая о том времени, в каком ты живешь. Порой приходит не только ощущение того ужаса, который пришлось пережить советским гражданам после объявления начала войны, но и начинаешь ощущать те же запахи, которые возможны в конкретном эпизоде. Например, если это деревня, то это запах сена, спелых яблок, ощущаешь полуденный зной и т.д. В фильме есть особая энергетика, которую сложно передать словами и в то же время невозможно ощутить, не посмотрев «Предстояние» своими глазами.
«Вы понимаете, дело в том, что мы пытались реконструировать ДУХ. Мы пытались реконструировать энергетику. Мы пытались реконструировать время, но не с точки зрения исторических событий, а с точки зрения ЗАПАХА этого времени. Его привкуса. Это совершенно особая работа. Мы перелопачивали тысячи документальных страниц именно для того, чтобы ощутить время, погрузиться в него. Это потом уже очень трудно оттуда вылезать. Потом уже очень трудно выбирать, что хорошо, а что плохо, что нужно, что – нет. Но мы были настолько внутри этой истории, что именно знание материала позволяло нам отступать от него и импровизировать, но в системе координат того, во что мы погрузились», - рассказал Никита Михалков.
Он пояснил также, почему некоторые персонажи, по сюжету первого фильма считавшиеся погибшими, вдруг оказались живыми.
«Что же касается остальных персонажей, то мы, возвращая их с «того света», не лукавили. Очень часто бывало, что людям сообщали о гибели человека, а оказывалось, что он просто в лагере находился… Еще мне захотелось вернуть этих персонажей, потому что было интересно проанализировать, кем же они стали, и как бы себя вели, оказавшись в таком же треугольнике, но во время войны...», - признался режиссер.
«Утомленные солнцем. Предстояние»
Буквально с первых минут фильма зритель с головой окунается в атмосферу конца 30-х – начала 40-х годов, в ту суровую жизнь или участь, которая постигла многих советских граждан, оказавшихся в лагерях. Котов, главный герой кинокартины, находится в одном из них, осужденный по 58-й статье, что, по тем временам, грозило расправой.
Достаточно сильное впечатление производит сон Котова, буквально воскресшего из мертвых. Ему снится, будто он дома, рядом с ним – жена и важный гость – товарищ Сталин. Они сидят на веранде, на дворе лето. Сталин мирно пьет чай и рассказывает, намазывая на кусок черного хлеба масло, а затем варенье, как он любил это делать в детстве, а потом долго смотреть и наслаждаться предвкушением наслаждения десертом. Вдруг жена Котова признается, что у них есть сюрприз – им оказывается огромный торт с шоколадным портретом курящего трубку вождя. Все с трепетом замерли, ожидая его реакцию. Все боятся резать торт, точнее изображение товарища Сталина. Последний вопрошает: «Что ж, кто хочет съесть товарища Сталина?» В результате за нож берется сам диктатор. Он подходит, склоняется у своего сладкого портрета и в этот момент Котов подбегает, хватает Сталина за голову и пытается «утопить» в торте. Жена в ужасе кричит: «Что ты делаешь?! Подумай о Наде!!!» Котов во сне кричит «Надя-я-я!!!» и его будят сокамерники.
Котов еще не знает, что его дочь Надя жива.
Зато он узнает, что ему заменили 58-ю статью на 129-ю – хищение в особо крупном размере, таким образом, смертный приговор с него снят. Несколько минут спустя происходит публичный расстрел «политических». Котов не понимает, кому и для чего было нужно сохранить его жизнь.
И тут объявляют, что началась война…
НКВДшника Митю, в свое время руководящего арестом Котова, вызывают к Сталину. Вождь почти все время почему-то ходит с полуопущенной головой, возможно, это было задумано по сценарию. И лишь один раз за весь фильм товарищ Сталин поднимает глаза. Налитые кровью страшные глаза тирана – именно жестоким злодеем предстает он перед зрителем в тот момент, когда Мите сообщают, что Котов по-прежнему жив. Что, конечно же, становится громом среди ясного неба для НКВДшника, абсолютно уверенного в том, что он четко выполнил свое задание и что Котова больше нет.
Впечатляет и то, как товарищ Сталин Мите все это преподнес, заставив играть на рояле, поскольку ему нравится, когда звучит музыка. Вообще весь фильм построен на контрастах. Так, кругом лето, тихо, мирно летают бабочки, а между тем уничтожают людей… Сам Митя жесток, по сути, жестока вся его миссия в НКВД: он уничтожает людей, однако спасает бабочку, залетевшую в форточку и бьющуюся об стекло.
Кстати, жену и дочь Котова он все-таки спас, дав им свою фамилию. По словам Мити, официально их больше нет, как нет и неугодного генерала. Естественно, он держит втайне известие о «воскрешении» Котова, боясь снова потерять любимую женщину.
Надя же не признает Митю и по-прежнему говорит, что ее фамилия – Котова, несмотря на то, что это рискованно. В одном из таких разговоров она вдруг понимает, что настоящий ее отец, а не тот, которого ей навязывали, все-таки жив и есть надежда его найти.
Сам же Котов узнает о дочери уже во время войны – когда он брал языка, в одной опустевшей церкви он вдруг находит сумку санитарки, подписанную именем дочери. Возможно… Но он еще пока сомневается. И у Котова, уверенного, что он остался один на всем белом свете появляется смысл дальше жить.
Помимо главных героев, в фильме много и безымянных, появляющихся совсем на чуть-чуть, после чего их жизнь трагично обрывается. Режиссер пытался показать тот ужас наступления войны, неготовности людей к этому, неготовности всей страны, потерявшей в репрессиях опытных офицеров и полководцев.
На вере Михалков также сделал акцент. Бога у советских людей нет, но наступила война, и каждый по-своему молится. А один солдат, будто молитву, повторял, отправляясь на фронт и во время первого боя с врагом, название своего города, улицу, номер квартиры и дома. Повторял, повторял… А в какой-то момент затих – его ключи подцепила гусеница танка. В том бою в живых остались всего несколько человек. Кстати, практически всегда вовремя наступления немецких войск и атаки был сильный туман, что осложняло и без того неравную схватку с врагом.
Вера в Бога неоднократно спасла жизнь Наде Котовой, в чем зритель убеждался не раз. Люди же, наоборот, каждый раз отказывались ей помочь и погибали. Что это – судьба или божий промысел – остается загадкой.
Загадкой пока остается и продолжение фильма – «Утомленные солнцем. Цитадель», в котором Наде и Котову предстоит друг друга найти.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/04/22/191397.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!