23/05/2010 11:47
Православные христиане празднуют Троицу
В церкви на Троицу прекращались венчания. И веселая молодежь с энтузиазмом принималась за свадьбы-шутки, каждый год выдавая замуж сначала кукушку, а затем женя комара. Да так увлекались, что начинали гадать о свадьбе своей.
Кукушкина ветка
В стародавние времена кукушка пошла с просьбой к Богу. Своего мужа-кукуна птица заставила спрятаться, а сама обманула Владыку, жалуясь на свою одинокую жизнь. Бог прогневался и сделал ее навсегда одинокой. По другой легенде, кукушка продала своего мужа, и с тех пор кукун «несется от любой птицы, кладет яйца в чужие гнезда» и все время кричит: «Куплю! Куплю!..» Возможно, именно с этой историей связана одна из кубанских примет: первое в году кукованье кукушки нужно услышать, имея при себе деньги, тогда весь год будет достаток.
Празднуя Троицу, на Кубани вспоминали о кукушке и посвящали ей целый обряд, следуя которому птица или участники действия обретали семейное счастье. Так, собирали «кукушкину траву» (кукушкин лен) и в придорожной пыли делали что-то похожее на гнездо, и каждый оставлял в нем какой-то предмет. К примеру, вдова, чтобы проститься с одинокой жизнью, клала туда носовой платочек. Затем «гнездо» присыпали пылью, клали сверху венок и ставили крестик, а после попарно кумились: парень с девушкой, мужчина с женщиной. А вот у детей обряд проходил по-другому. Среди всех участников была пара, одетая в жениха и невесту. У мальчика-жениха спрашивали: «Кому ты отдаешь свой венок?» Услышав свое имя, девочка подходила к своему «суженному», а тот надевал ей «свадебный» венок. Затем все шли на реку, купались и гадали по венкам о замужестве. Однако на «кукушкиной свадьбе» молодежь преследовала иную цель. С венками на голове молодые люди водили хоровод, в центре которого была «невеста-кукушка» — младшая из девушек. Участники хоровода, взявшись за руки, спрашивали у «кукушки»: «Скажи нам, сколько лет будем жить?»
Комар да комариха
Во время празднования Троицы проводился и такой обряд, как «вождение камаря (комара)». Его участниками, как правило, были девочки 8–12 лет, хотя главную роль все же мог исполнять мальчик, переодевшись в платье. Собравшись у кого-либо в доме, наряжали «гильцо» (большую пышную ветку) лентами, бумажными цветами и конфетами, а двоих детей — в жениха-комара и невесту-комариху. Наряд «камаря» чаще всего состоял из брюк и рубахи с приколотым цветком, подпоясанной, «как у казака» (то есть наборным поясом), на голову надевалась шапка или же войлочный «брыль». Лицо «камаря» закрывала марля или тонкий шарф — это чтобы станичники не узнали и чтобы настоящие комары не покусали. Наряд «комарихи» — платье и фата из марли, прикрывавшая лицо.
Закончив с нарядами, с троицкой песней «Уж я по лугу гуляла» детвора отправлялась гулять по станице, «комариную свадьбу» водить. «Комар» и «комариха» шли впереди, как настоящие жених и невеста, следом девочка несла «гильцо», а за ними шли все остальные. Правда, нарядную ветку могла нести и сама невеста-комариха, причем комар в этом случае шел позади и подгонял ее хворостиной. Комар и комариха, как и остальные, могли во время праздничного шествия плясать, кружиться и подпрыгивать, но только жених и невеста кланялись встречным.
Вечером веселая и шумная компания возвращалась в тот дом, где начинался обряд, чтобы завершить его трапезой — съесть яичницу и выпить «вино» (морс).
«Кумитеся, любитеся, ой, кто кому рад»
Одним из центральных моментов троицкой обрядности являлось «кумовство» (панибратство). Само кумовство — форма проявления искусственного родства между парами или же установление искусственного родства, приравниваемого к кровному в связи с рождением ребенка, то есть центральной в этом ритуале является идея брака и рождение. Следовательно, и сам обряд кумления и панибратства проходил в зависимости от того, какая была цель у «кумящихся». У девушек на выданье (и парней перед свадьбой) во время ритуала кумления обязателен был уход в лес или рощу (с возможным возвращением в сад), и центральными персонажи в этом случае — невеста и жених или невеста. «В ролях» могли быть только девушки или девушка/невеста и парень/жених. Основной момент такого кумления — реальное парование, где юноша и девушка объявляются либо кумовьями, либо братом и сестрой, а круг брачных партнеров при этом ограничивается более четко.
У мальчиков и девочек 10–11 лет кумлением считалась особая трапеза. Выпив по рюмке водки (возможно, это была подкрашенная вода или сок ягод), они рассаживались парами (кума с кумом) и пели песни «Я у кума была, у приятеля», «Ой, там лежит кладка». Девочки 10–14 лет кумились по-своему: уйдя в лес, они сооружали там «хатки» и обменивались платками или платьем, затем шли по ягоды или на реку, где купались и, гадая о замужестве, бросали в воду венки. Кумление в этом возрасте — признак скорого перехода в старшую, брачующуюся группу. Поэтому и многие элементы обряда весьма символичны: венок — девичья красота, ягода — девичья честь и т. д. И нет странного в том, что по реке в этот день плыло много венков, ведь любой девушке так не терпелось узнать, кто и когда сорвет ее «ягодку».
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/05/23/192550.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!