16/09/2011 16:45
Рок, хулиганство и оперная карьера: странная судьба Михаила Котлярова
Услышав сочетание «оперный певец», почти каждый обыватель скучно зевнёт. Слишком прочно в нем застрял стереотип «чересчур образцового» исполнителя симфоний и арий. Действительно, тяжело и представить, что «оперник», как они себя называют, может увлекаться роком, отстукивать ритмы на барабанной установке и вылетать с каждого курса в ГИТИСе. Тем не менее именно таким оказался Михаил Котляров — хулиган и российский тенор с мировым признанием.
Новогодняя ёлка, Дед Мороз и стихи на стульчике знакомы каждому ребенку. Михаилу же стульчик запомнился особенно хорошо. С трех лет он часто взбирался на него, не дожидаясь праздников, и пел-танцевал перед воспитателями, родителями, друзьями родителей. Уже тогда взрослые умилялись той эмоциональности, которую он вкладывал в каждое свое выступление, а когда маленький мальчик исполнял песню Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату», все вообще дружно рыдали.
Почему Михаил променял баян на барабаны
То ли детская артистичность мальчика, то ли другая причина подтолкнула родителей Михаила отправить его в музыкальную школу на класс игры на баяне. Так он стал знакомиться с музыкой.
Возможно, Михаил стал бы даже великим баянистом, если бы не «бунтарские» семидесятые. В возрасте 10 лет он узнал, что такое Deep Purple и хард-рок. Сильное увлечение британской группой подтолкнуло его пойти на класс ударных параллельно с баяном. И в 11 лет он уже едет отдыхать, где зарабатывает свои первые деньги, играя на танцплощадках за барабанной установкой.
Вернувшись в родной Азов, Михаил собирает собственную группу «Новое время». Она выступает в жанре рок-попа с авторскими произведениями, а заодно знакомит своих поклонников с творчеством заклеймённой в советской периодике группой Deep Purple, исполняя её каверы.
Несмотря на запретные западные песни, группа обретает такую популярность, что в 1978 году становится лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады в городе Сочи. Тогда Михаил Котляров спел песню на музыку Александры Пахмутовой «Яростный стройотряд» и песню Юрия Антонова «Кольцо Садовое», проявив себя как талантливый солист.
В последующие два года Михаил играет в азовском «Ровеснике». К тому времени это был профессиональный ансамбль с частыми гастролями заграницей. Плотный концертный график мешал учёбе, и 10-ый класс музыкант закончил в вечерней школе. Впрочем, это не имело значения. К окончанию школы артист уже точно знал: его ждали в ГИТИСе.
Как опера победила рок
Поступление в театральный оказалось простым делом. Там всегда открыты двери молодым талантам. При этом Михаил сдает экзамены досрочно сразу в три московских заведения: ВГИК, «Щепку» (Высшее Театральное Училище им М.С. Щепкина) и ГИТИС. Везде проходит первый конкурсный отбор, покорив жюри своим пением. Но долго выбирать место учёбы не приходится. Профессор ГИТИСа Антон Алексеевич Григорьев тут же потребовал от юноши прийти с документами на зачисление. И даже после всех экзаменов, недобрав всего полтора балла, Михаил Котляров получает особое распоряжение — его «авансом» зачисляют в ГИТИС с ноября. До этого времени Михаил посещает занятия, как вольнослушащий.
В ноябре институт (прим. автора: с 26 апреля 2011 года ГИТИСу присвоен статус Университета) традиционно проводил ярмарку распределений по педагогам. Михаила забирает Владислав Пьявко, оперный певец, народный артист СССР. Однако привить любовь к опере своему ученику-рокеру великий командор сразу не сумел. Озарение случилось внезапно. Михаил попадает на «Аиду», где выступал сам Владислав Иванович, и понимает, что должен петь так же красиво, увлекая за собой все сердца одним только голосом. С этого момента он начинает упорно трудиться.
Серьёзное увлечение, впрочем, не мешало Михаилу оставаться «нарушителем» учебного распорядка: он опаздывает на занятия, высказывает вольности, прогуливает, отказывается от скучных ролей. За недисциплинированность его выгоняют с каждого курса, но потом забирают обратно. Так Михаил всё-таки заканчивает институт и отправляется в армию. Самое поразительно, что и здесь его выгнали из Дважды Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Правда, тут же Михаила «подобрал» Ансамбль песни и пляски ПВО, где певец прослужил до самого конца, одновременно выступая в театре.
Что заставило Михаила покинуть Россию
Всё советское с детства вызывало у Михаила противостояние. Оно мешало ему, стесняло. Поэтому концерты с «Ровесником» за рубежом были для него настоящей отдушиной. С поступлением в ГИТИС он распрощался с коллективом, но как только бывшие друзья-музыканты позвали его в 1983 году на очередные гастроли, тут же согласился.
Юный, в самом расцвете сил, 17-летний юноша влюбляется в венгерскую девушку и почти решается остаться с ней навсегда. Этот факт доходит до «верхов» и Михаилу закрывают выезд из страны. Он продолжает учебу в ГИТИСе, подработки в театрах, но забывает о загранице.
После армии Котляров попадает к Наталье Сац, советскому режиссёру и руководителю музыкального театра. Она прописывает юношу в Москве и забирает его в свой театр. Пока труппа гастролирует в Америке, невыездной артист дожидается их в столице, приторговывая одеждой. По-советски говоря, спекулируя. На том и попался, когда бежал в Сочи после предложения спеть партию Зайца в постановке «Красная Шапочка». Слишком этот образ диссонировал с внутренним миром Михаила.
Уезжая, артист собирает вещи на 15 тысяч рублей (прим. автора: в середине 80-х за них можно было купить 3 новеньких «Жигули»), садится на поезд и отправляется на юг, где его по наводке хватает отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). Чтобы «выкупить» свободу, пришлось отдать все свои сбережения. Михаил остается без работы — из театра его уволили по статье, — без московской прописки и денег.
Но голодать не пришлось. Его приглашает к себе Юрий Чернавский, руководитель первого в СССР кооператива «Рекорд» в области звукозаписи (1986 г.). Он предлагает Михаилу выступать в группе «Класс», которая была очень популярна в те годы. Там артист знакомится с Игорем Кацурой и Игорем Матвиенко, и гастролирует по стране.
Концерты, «блатная романтика» и знакомство с будущей супругой — представительницей французской фирмы в России, определили будущую судьбу артиста. Михаил подписывает для своей избранницы два крупных контракта и она помогает ему получить приглашение французской стороны и визу.
Паспорт и билеты были как нельзя кстати. На одном из вечеров, где присутствовали французские гости, Михаил заступается за будущую супругу, защищая её от старшины службы безопасности, который в будущем стал депутатом. Во время потасовки артиста избивает ОМОН и вместе с президентом французской фирмы отправляет в кутузку, куда за ними приезжает посол Франции.
Чтобы избежать огласки, виновным признают русского певца Михаила Котлярова. Но арестовать не успевают. В тот же день, 13 марта 1990 года, он вылетел во Францию.
Чем Михаил покорил Европу
В чужой стране Михаил быстро понимает, что никому не нужен и решает действовать быстро. Во-первых, поступить в аспирантуру национальной парижской консерватории, во-вторых, заработать денег на учёбу. Первый план сработал. Его прослушивает Анна Мари-Бонди и забирает к себе в ученики. С работой было сложнее.
Будущая супруга Михаила, пресс-атташе великого французского кутюрье Тьерри Мюглер, сводит его с Пьер Карденом. У того был свой театр — Espace Pierre Cardin, и он прослушивает певца. Филантроп по жизни, Карден, решил помочь Михаилу заработать и устроил его на водительские курсы, чтобы позже сделать водителем своих вип-друзей. Через три месяца у артиста были права и уже какие-то знания языка.
Первый шоферский опыт был не очень удачным, и Карден устраивает певца в свою гостиницу «Максим». Там русский эмигрант паркует машины, встречает знаменитостей — Жан-Поля Бельмондо, Бруно Крэмера и других звезд, знакомится с ними, дружит. Также он подрабатывает лифтером, гардеробщиком, носильщиком. Делает всё возможное, чтобы оплачивать учебу.
Большой бедой для Михаила Котлярова было то, что он зашел в вокальный тупик. Ни педагоги в России, ни во Франции не могли дать ему то, к чему он стремился, пока случай не свёл его с Мстиславом Ростроповичем в январе 1991 года. Он встретил его у «Аэрофлота», когда наблюдал за русскими самолетами. Увидев, как некий мужчина загружает в багажник книжки, он предложил свою помощь. Оказалось, что перед ним был великий дирижёр и виолончелист, а книги предназначались «для Галочки» — Галины Павловны Вишневской, народной артистки СССР.
Узнав, что юноша поёт, Рострапович приглашает его на чай и знакомит с Галиной Павловной. Советская певица берет Михаила в ученики и буквально за полгода помогает артисту смести все барьеры, которые мешали ему петь. Это был переломный момент в жизни певца, после которого события стали развиваться как снежный ком.
Первый контракт с Ломбардо, выступление на открытии кинофестиваля в Каннах, первая поездка на родину (1992 год) и грандиозный концерт в колонном зале, запись второй симфонии Шостаковича вместе с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, выступление в замке Шантийи принцев Конде, благотворительный концерт с Барбарой Хендрикс, Никитой Михалковым, Давидом Ашкенази и другими звездами, выступление на открытии коллекции Ив-Сен Лорана и ещё много других концертов, где Михаил Котляров, певец из России, был признан одним из лучших теноров мира.
Чем занимается певец в России
На родину певец приезжал не раз: давал только закрытые концерты, участвовал на церемониях вручений наград. Даже совершил первое кругосветное путешествие на вертолете в кругу близких друзей. Но окончательно возвращается домой только в 2007 году, когда понимает, что стал зрелым и опытным артистом, способным дать отечественной сцене новый талант.
Со слов артиста, его голос сейчас ещё интереснее, чем когда бы то ни было. При этом он исполняет не только оперные арии, но и переходит к смешанным стилям: классике-кроссовер, фьюжн, народным песням, популярной музыке.
К выходу на широкую публику артист тщательно готовится последние четыре года. Он записывает на лос-анджелесской студии свой новый альбом и сочиняет новые песни. Параллельно Михаил совместно с компанией «РУ-КОНЦЕРТ» работает над созданием фольклорного ансамбля «Мороз-шоу» для популяризации отечественного искусства в странах Востока, Азии и Европы. Таким образом, скоро ценители музыки смогут в полной мере насладиться тем, чего долгое время были лишены.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2011/09/16/211730.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!