17/10/2011 17:42
Борис Грачевский обеспокоен безразличием современного кинозрителя
В Краснодаре проходит XII Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!», в рамках которого и состоялась встреча корреспондента портала RuFox с гуру «Ералаша» Борисом Грачевским. Наш разговор из диалога сразу же перешел в монолог, в ходе которого режиссер и сценарист дал оценку современной комедии и кино в целом, оценил и нынешнего зрителя, его недалекие потребности, рассказал о своем видении нужных российскому зрителю фильмов, а также о проблемах детского кинематографа.
RuFox: В субботу состоялось открытие фестиваля. Какое значение, на ваш взгляд, он играет в отечественном кинематографе и, в частности, для вас и «Ералаша»?
Борис Грачевский: Знаешь, вообще очень интересная тенденция, которая произошла. Она как бы и хорошая, но и плохая. Когда-то мы (а для меня Алла Ильинична – очень старая-старая приятельница, и ей идея «Ералаша» принадлежит, даже не «Ералаша», а делать «Фитиль» для детей) с Аллой Ильиничной Суриковой, а она тогда была ни для кого не известной, мне предложила эту идею, а сама увлеклась своим большим кино и так далее. И мы с Александром Хмеликом это все дело рыли-рыли. В первые фестивали были большие проблемы с комедией, они появлялись как-то с трудом, а сейчас наоборот. И это и хорошо, и плохо. Потому что единственный путь достучаться в кинозале до зрителя – это комедийный и, к сожалению, не самого лучшего вкуса. Вот ситуация, которая сейчас происходит.
Я не хочу отвечать за уровень сегодняшнего комедийного кино. Я практически большую часть работ не видел. Видел картину «Неадекватные люди», и очень она мне показалась милой картиной. Видел картину «Два дня» - тоже очень симпатичная. Но они все, конечно, проваливаются в прокате. А вот фильм «Беременный» - это кино, которое мой вкус не позволяет.
Я буквально вчера общался с режиссером фильма «Неадекватные люди» и сказал ему, что он молодец, что у него очень точные есть вещи, особенно, главная героиня - девочка. Ей, действительно, было 17 лет. И вы думаете, это какая-нибудь артистка? Нет. Он «выкопал» такую девочку, и она действительно работает. И это вот то, что и в моем детстве было – «Над пропастью во ржи», понимаешь? Это состояние 15-16-летнего подростка, который ненавидит весь мир. Вот и эта девочка: она все понимает, но изнутри ее сопротивляемость и злоба – на весь мир, ну и так далее.
Я не буду углубляться, просто я говорю о том, что сегодняшний зритель, который ходит в кино, он не хочет вообще смотреть никаких проблем, он хочет только одного – поржать, отдохнуть, попереживать всяких жутких тварей, которые появляются, и уйти.
Вы знаете, это американское кино, она, как их еда. Если б ты была в Америке, ты бы поняла. Я когда первый раз приехал в Америку и когда жутко хотел есть, я пришел [в кафе] и увидел, что лежат красивые куски мяса. И я подумал: «Господи, вот я сейчас мяса кусочек хоть съем!». И когда я положил его в рот, я был потрясен: было ощущение, что я ем вату – никакого вкуса нет; и в этом вся их жизнь. Понимаешь? Очень красивая, намного красивее, но невкусная. Ведь наше кривое яблоко всегда вкуснее их идеально ровного. Вот и вся разница. Понимаешь? Вот так и их кино: блестит, двигается, скачет, но только вышел из зала, а мозг выбрасывает для следующего кино. Пересказать увиденное не может никто, сложно передать их сюжет.
Мой фильм «Крыша» - другой. Возьми в Интернете набери фильм «Крыша». Мой фильм – Бориса Грачевского. И посмотри. Я хотел сделать кино, которое будет зрителей волновать, заставит переживать. Я хотел сделать кино и сделал – о человеческих взаимоотношениях, об очень сложном возрасте: 12-летние дети, девочки – это вообще очень опасный возраст в плане того, что это предсозревающая ситуация, когда мозг двигается в разные стороны. Поэтому в финале они стоят на краю крыши - три девочки – от непонимания, от некоммуникабельности, от проблем, которые на них обрушились, от того, что взрослым наплевать на них и т.д. Посмотри. Это настоящее кино, которое, конечно, прокат отторгает. Потому что те, кто сейчас ходит в кино, они закидывают ноги на спинки соседей впереди стоящего кресла, у них в одной руке поп-корн или пиво, а другой рукой они держат какую-нибудь генитальную часть своей подружки и невнимательно смотрят. У них изображение просто мелькает, и все довольны.
И мне очень хотелось бы, чтобы хоть какое-то умное кино появлялось.
RuFox: А как сейчас обстоят дела с детским кино? Какова ситуация с детским кинематографом?
Борис Грачевский: Плохо! Ужасно! В советское время было очень много фильмов, очень много было сказок. И счастье, что я работал с Александром Роу – просто великий сказочник был. И ведь много хорошего детского было, разного. Сегодня для того, чтобы сделать такое кино, которое являлось бы зрелищем, сегодня, когда ребенок заражен «Властелинами колец», «Гарри Поттером» и «Аватаром», - это жалкое кино, где тряпочный злодей какой-то из папье-маше вылазит из пруда, он уже никого не испугает и никого не устраивает. Хотя там было все по-настоящему. Что ты! Мы очень много времени тратили, когда делали это.
Я еще раз говорю, что сегодня уровень зрелищности совершенно другой – около ребенка игры в 3D таком, что и не снилось никому. И сегодня, чтобы сделать кино, нужно идти другим путем. Сегодня мы вообще не можем о каких-то чувственных вещах вообще говорить. Сегодня вообще никто не хочет смотреть на то, как девочка влюбилась в мальчика, а мальчик полюбил другую и т.д. Им уже все равно – им только хочется бегать, прыгать, летать. Им хочется быть волшебниками, переодеваться в другие костюмы.
Хотя я преклоняюсь перед книжкой «Гарри Поттер» и считаю, что это настоящая детская суперкнижка. Это самое, наверное, важнейшее явление при переходе из XX в XXI век. Я имею в виду для детей.
RuFox: Сейчас довольно часто говорят, что нынешнее поколение – это потерянное поколение. Вы согласны с этой точкой зрения или все-таки как-то еще можно повлиять на него?
Борис Грачевский: Ну конечно, мы всегда были потерянным поколением - всегда были проблемы. Но я хочу сказать, что гениальная книжка «Гарри Поттер» заставила детей читать книжки – а это трудно уже сегодня. Да и как говорить «потерянное»? Все равно есть 2-3%, которые вытащат, будут думать о том, как сделать мир лучше, и они сделают его [лучше], и все остальные за ними пойдут. Не бойтесь, все равно в тысяче сидят два-три гения, которые наковыряют что-то, придумают, изобретут и сделают.
RuFox: Если вернуться к «Ералашу», вы работали с детьми совершенно разными: советскими, постперестроечными, нынешними – в чем сложности работы с ними сейчас и раньше? И были ли какие-то трудности взаимопонимания?
Борис Грачевский: Дети, конечно, стали свободнее, более раскованными, эрудированными, даже не эрудированными, а информированными. Эта информация в том числе привела к трагическим ситуациям: в сегодняшнем мире молодежь и ребенок не в состоянии тянуть сквозной сюжет. Почему они «Ералаш»-то любят? Потому что они на 2-3-й минуте теряют нить и не могут собрать ее в целое, да и не хотят! Поэтому сегодняшнее кино не состоит из сквозных действий, а из маленьких каких-то эскизиков-набросков. И это «клиповое» восприятие у детей от того, что им элементарно не хватает мозгов, они не натренированы на длительное восприятие, для них это слишком много. Например, попугай запоминает 28 слов, 29-е слово запомнит – одно выбросит. Понимаешь, мозги у них ссохлись – не хотят они понимать. Но есть очень маленький круг детей, которые фантастически умные. Вот посмотри ту же программу «Умники и умницы»! И вот их ровно настолько, насколько их есть, и они сделают этот мир [лучше], и не надо, чтобы миллионы делали, у них не получится все равно.
Вот ушел [из жизни] Стив Джобс. Ты думаешь, он был гений-ученый? Нет. Он был гений-организатор. Ведь это к нему приходили, и он выхватывал главные идеи, преломлял через своих [специалистов], и все получалось. Вот ведь в чем фокус! Без него ничего бы не получилось, потому что нужна помощь в реализации сложных проектов. А люди, которые изобрели Интернет, ведь сначала пришли к владельцу Microsoft Билу Гейтсу, а тот сказал: «Какая глупость, кому это нужно?» - он первый раз в жизни не поверил! А пришли бы к Джобсу, он, наверняка, эту идею перехватил бы.
Я не знаю, сегодня вообще невозможно без Интернета. Сегодня это изобретение – на уровне того, что делаешь ты, даже на молекулярном уровне.
RuFox: Давайте же вернемся к кинофестивалю. Вот вы создаете киножурнал с забавными сюжетами. А сами по жизни веселый человек? Какой вы вообще по характеру?
Борис Грачевский: Я очень веселый. Я и супругу свою вечно достаю своими шуточками дурацкими (смеется). Всегда, если есть повод пошутить, приколоться, я приколюсь с удовольствием – меня хлебом не корми.
RuFox: А как воспринимаете шутки в свой адрес?
Борис Грачевский: Спокойно. Я и сам могу над собой пошутить. Я сам себя называю «полуживая легенда».
RuFox: Мне вот всегда, кстати, было интересно, где вы черпаете новые темы для сюжетов?
Борис Грачевский: Ты думаешь, что я сам, что ли, пишу? Авторы пишут, в большом количестве! Главное – отобрать. Я себя чувствую старателем, который намывает золотой песок. Ты видела, как работают старатели? У них такое корытце, и вот они его трясут, трясут, трясут, а находят всего одну-две песчиночки. Но эти песчиночки – это самое дорогое, они высшей пробы, круче уже некуда. Вот так и я вылавливаю эти сюжеты. Трясу-трясу, рою-рою…
Иногда мы делаем ремейки - возвращаемся к чему-то старому, переосмысливаем тот сюжет, который был, добавляем в него что-то новое и т.д. Появляется совсем новая фактура.
RuFox: А вот темы, которые были, допустим, 20 лет назад, актуальны? Или все-таки происходит смещение приоритетов при выборе тем в сюжетах?
Борис Грачевский: Понимаешь, в чем дело... Темы, наверное, остались те же, но формы взаимоотношений изменились. Если вот, например, мы делали ремейк на некогда знаменитый сюжет, когда девочка, оставшись одна, намазала себе все лицо всевозможной косметикой своей старшей сестры, и в какой-то момент в квартиру проникли два жулика и до смерти испугались, когда ее увидели. То сегодня сюжет этот мы переделали, и он стал совершенно другой. Одна девочка решила сделать модной свою подружку, и когда жулик пришел в дом и увидел ее, упал в обморок в ужасе, а когда девочка себя увидела – упала рядом. И таких вариантов много могу привести.
RuFox: А вообще насколько активно дети сейчас хотят стать актерами «Ералаша» и кто чаще проявляет эту инициативу: они сами или их родители?
Борис Грачевский: Да ничего вообще не изменилось, только внешние формы, формы взаимоотношений. По сути, такие же дети. Ты же тоже хочешь сниматься в «Ералаше»?
RuFox: Хочу!
Борис Грачевский: Вот видишь! Да ну и пусть не у меня в «Ералаше» сниматься, я вообще говорю. И это нормально. Только сегодня нужно уже выходить к детям в другом виде, по-другому с ними разговаривать, а то они перестанут тебя слышать. И тут нельзя сказать, кто – дети или родители – большую активность, желание проявляют. Это сама жизнь проявляет: и родители были такие, и сами дети, когда они доходят до этого состояния. И самое интересное, что дома он может ходить на голове, а в студии - «сварится» и будет никем. А мне нужен живой. Часто бывает все наоборот: тихий ребенок, а играет замечательно.
RuFox: А сами вы – любитель юмористических программ, шоу? Смотрите их?
Борис Грачевский: Конечно! К сожалению, слабеет сильно «Большая разница». Вот рядом «Юстудей лайф» теперь, получается, как бы берет функции той передачи. Ну я не знаю, у кого-то что-то есть понемножку. Гибнет шоу «Нонна, давай» - слабое очень. «Шесть кадров» меня устраивает вполне, там много любопытного. Вот моя супруга любит «Уральские пельмени» - что-то и у них смешно, а что-то - в абстракции.
Вообще, отмечу, что трагедия КВНа – он выпускает артистов не останавливаясь. Это артисты-любители. А ведь артисты не могу быть любителями! Они должны быть артистами, их надо учить этому. Крайне редко люди, которые без учения, могут быть идеальными артистами. И все то любительство, которое может быть позволено в КВНе, не может быть позволено в другой передаче, где, действительно, надо играть, - они там или кривляются, не буду называть фамилии, или играют так, как мы в школе играли. Нельзя так играть! Вот ведь в чем фокус!
RuFox: Давайте все же вернемся к конкурсным показам фестиваля. Вы будете участвовать в их просмотре и оценке?
Борис Грачевский: К сожалению, мы завтра уже улетаем утречком в Москву, потому что надо работать, надо «ералашить» дальше. Но мы посмотрим сегодня «Пять невест». Там как раз этот наш Лойе снимался. Говорят, хорошая картина. А в «Ёлках», кчтати, снимался наш мальчик Сережа Походаев, чем мы очень гордимся. Вовка Сычев в «Бабло» играет, он и в «Бумере» играл. Да и в «Выкрутасах» тоже есть наш воспитанник. В «Папиных дочках» тоже «наши» дети. Вообще полно таких детей, которые приходят в «Ералаш», а потом становятся артистами, и с некоторыми мы поддерживаем связь, по крайней мере стараемся – всех же их очень много. И подрастающее поколение – довольно активные дети. Посмотрим, что из них получится. Новые таланты есть и будут еще. А значит, будет и «Ералаш».
Автор благодарит сеть кинотеатров «Монитор» за организацию интервью с Борисом Грачевским
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2011/10/17/214774.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!