11/06/2019 10:24
«С Дальнего Востока – с позитивом»: в Краснодаре открылся центр позитивной психотерапии
На открытие центра Positum23 из Хабаровска приехал один из ведущих экспертов этого направления в России, член совета директоров Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии, психотерапевт Павел Фролов. Чем позитивная психотерапия может быть полезна краснодарцам, чем метод отличается от других направлений психологии, мы узнали у специалиста. Кроме того, спросили его мнение - стоит ли переезжать на юг, к чему нужно быть готовыми, затевая серьезные перемены.
- Павел, не могу не спросить про название метода – «позитивная психотерапия». Это очередная популярная сегодня история про поиски счастья, легкость бытия, культ жизни без излишнего напряжения?
- То, как трактуют название метода - моя головная боль. «Думай позитивно, чувствуй позитивно - эти лозунги уже оскомину набили, в том числе и психологам. Якобы всё должно быть славно, легко и хорошо. И к этому нужно стремиться. Будто бы счастье является какой-то основной целью - мне лично в это не очень верится.
Позитивный аспект жизни есть всегда - но это еще не все, чем мы живем. Название «позитивная психотерапия» происходит как раз не от слова positive - «положительный», а от латинского слова positum. С латыни оно переводится как «данный», «весь имеющийся в наличии», «реальный». А реальность она как раз такая. В ней есть и про позитивное, и про сложности. И в данном случае мы, скорее, говорим про целостность - ты видишь все хорошее, все возможности, наслаждение в жизни. Но не игнорируешь проблемы, не выпиливаешь из своей внутренней реальности трагедии, утраты. Быть способным проживать это и продолжать жить, получать удовольствие - это и есть целостный подход. Им и занимается позитивная психотерапия.
- Почему вы выбрали именно этот метод для себя?
- Этот метод разрабатывался с 60-х годов прошлого века. В 1977 году он был сформулирован, вышла первая книга. Название метода, кстати, сформулировал не Носсрат Пезешкиан, который его изобрел. Он предлагал понятие «дифференциальный анализ». «Позитивную психотерапию» предложил редактор, который хотел за счет звучного названия увеличить популярность книги.
К моменту, когда я познакомился с ППТ в конце девяностых, я уже работал психотерапевтом, у меня была большая практика. Но именно этот подход впервые для меня принес идею, что важно не только набираться техник, фокусов, которыми полон каждый метод, но важна и концептуальная часть. Должна быть теория, идея, концепция личности, концепция того, как «функционирует» человек, как устроены разлады внутри, как их можно исправить. Ранее я не встречался с таким профессиональным мировоззрением, стройной концепцией, системой образования внутри метода. Меня это подкупило, и с тех пор я этому направлению принадлежу.
- Павел, ты приехал к нам из Хабаровска. Когда я изучала вопрос, сложилось впечатление, что Дальний восток –как раз родина позитивной психотерапии в нашей стране. Так ли это? Какое место в этой системе занимает наш город?
- Действительно, так сложилось, что все три мастер-тренера, аккредитованные Висбаденской академией позитивной и транскультуральной терапии, которые сейчас работают в России, - начинали с Дальнего востока. Позже все разъехались, и в Хабаровске остался я один. Сам метод пережил всплеск популярности в девяностых. Открывалось много центров по всей стране. Потом интерес у многих рассеялся, а мы продолжали работать. Для нас позитивный метод стал частью личного мировоззрения.
Сейчас позитивная психотерапия переживает второе рождение. Снова открываются центры, растет новое поколение психологов. Поднимается вторая волна, и она более осмысленная, что ли. За эти годы появилась стройная система образования. Был создан базовый курс и позже - мастер-курс: углубленный, продвинутый курс для специалистов.
Один из новых городов, где будет развиваться ППТ, – Краснодар. Сегодня здесь открылся центр Positum 23, где с нашим методом можно познакомиться лучше. Это, конечно, важное для нас событие. Здесь уже идет обучение психологов. Кроме того, можно получить услуги психотерапии. Большое количество специалистов, которые работают тут, детские психологи, но есть и те, кто работает со взрослыми. Чему я очень рад.
- Ты приехал в Краснодар и впервые привез семинар по психосоматике. О чем он был и для кого?
- Действительно, это был семинар для специалистов-практиков. Психосоматика - это одно из направлений психотерапии. Оно связано с тем, что часть заболеваний имеют не соматические, физиологические причины, а психологические. Истории изучения этого вопроса уже более 200 лет. Процент таких заболеваний обсуждается. Но несмотря на дискуссии, эксперты пришли к единому мнению, что такие заболевания действительно существуют.
Работу с психосоматическими заболеваниями никто не любит. Для врачей общей практики в ней лишком много психологии. Для психологов слишком много соматики - настоящее давление, боль, расстройства. Эта часть пугает многих. Но позитивная психотерапия доказала свою эффективность именно в этом поле. Носсрат Пезешкьян, создатель метода, был врачом по профессии. В рамках метода он связал психологические симптомы с соматическими и предложил много рабочих инструментов. Этот семинар был посвящен концептуальным вещам. Мне кажется, нам удалось обнаружить связь, увидеть перспективу, уловить, с помощью каких техник можно проводить эффективное лечение.
- Павел, как тебе наш город? Есть ли разница между людьми, которая так часто обсуждается?
- Честно говоря, я сильной разницы в менталитете не заметил. Те, кто здесь учится, часто сами говорят об отличиях. Мол, мы, южане, скорее, медленные, никуда не торопимся, мы неспешные. Но на улицах, в живом общении ничего такого не заметил.
- Да, эта тема, на которую мы обычно говорим с большим интересом. В Краснодаре много приезжих из других городов, и порой кажется, что между коренными жителями и «понаехавшими» действительно много отличий.
- Нельзя не заметить обилие транскультурального опыта в Краснодаре. Действительно, город активно растет, в том числе за счет миграции со всей страны. Плюс здесь рядом с краевым центром стоят станицы. Сказывается и близость Кавказа. Влияние других укладов заметно в разных сферах – от еды до устройства машин.
Мне кажется, это серьезный вызов для любого места, где есть вавилонское столкновение разных культур. С одной стороны, человека серьезно обогащает жизнь там, где сталкивается много различного опыта, традиций, подходов. С другой - это может создавать трудности. Мы все себя с чем-то идентифицируем и, как правило, не очень легко принимаем чужие особенности.
Мне нравится идея транскультуральности, которая важна в русле позитивной психотерапии. Это внутренний навык видеть сходства и различия. Часто конфликты связаны с тем, что мы видим какую-то одну часть картины и упираемся в отличия. Но если мы постараемся увидеть общность, сходства,то поймем, что их не так уж мало.
Нет никаких «плохих» культур. Есть моя - она родная и любимая, но есть и другие. И узнавать их - увлекательная задача и серьезный челлендж. Невозможно не любить культуру, которую ты знаешь хорошо. Люди мало знают, и потому возникают конфликты.
Есть такая фраза «Хочешь, чтобы тебя полюбили - сделай так, чтобы тебя узнали». Она действует и в сторону культуры. Сейчас это вызов не только для Краснодара, но и в целом для человечества – научиться жить в мире людям с разными укладами.
- Еще одна часто обсуждаемая тема - переезд на юг. Как, по-твоему, стоит ли вообще вливаться в это, как ты назвал, «вавилонское столпотворение»?
- С одной стороны, легко понять, за чем едут люди – за климатом, близостью моря и гор, за вкусной едой, возможностями большого города. Как правило, решение принимают не спонтанно. Приезжают, стараются присмотреться, примерить реалии к себе. Это отчасти уберегает от разочарований.
На мой взгляд, принимая решение о переезде, надо быть готовым к тому, что тебе никто особо не будет рад. Не в том смысле, что люди будут настроены агрессивно. Просто у всех своя жизнь, свои задачи и обязательства. Надеяться, что в теплых краях ждет манна небесная, было бы наивно. Большой город заставляет тебя стараться, отыскивать свое место, доказывать, что ты чего-то стоишь и можешь быть интересен. К этому нужно быть готовым.
Мне кажется, что переезжать нужно только от плохой жизни. Если нечего терять и хочется попробовать что-то новое. В этом случае меньше ожиданий и к новому месту меньше претензий. А вот если люди от хорошей жизни уезжают, то существует большой риск разочарований. Прощаясь с хорошим, можно на новом месте прийти к выводу, что все не так радужно, как в фантазиях. Если, как говорится, и тут неплохо кормят - то может быть и не стоит рисковать. А если уж рискнул – то будь готов ко всем последствиям своего решения.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2019/06/11/353157.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!