07/05/2008 17:02
В Берлине покажут работы фотографа, сделавшего легендарный снимок красноармейца со знаменем на Рейхстаге
8 мая в Берлине открывается большая ретроспективная выставка крупнейшего советского фотожурналиста ХХ века Евгения Халдея, приуроченная к годовщине официального окончания войны. Именно этот фотограф сделал хрестоматийную фотографию советского солдата, водружающего красное знамя на купол Рейхстага, пишет Spiegel .
Это легендарное произведение Халдея подвергалось многочисленным манипуляциям. Позже фотограф рассказал, что снимок был сделан 2 мая 1945 года. Он шел по центру Берлина в направлении Рейхстага. Тремя часами ранее о капитуляции объявил последний главнокомандующий немецкой столицы, однако отдельные бои еще продолжались (полный текст на сайте Inopressa.ru ).
В выгоревшем здании парламента 28-летний фотокорреспондент в звании лейтенанта повстречал знакомого и упросил его попозировать на крыше со знаменем. К нему присоединились еще два красноармейца. Халдей отснял всю пленку - 36 кадров. Один из них в различных вариантах стал иконой ХХ века, картиной, которая в коллективной памяти немцев и русских одновременно представляет собой поражение нацистской Германии и победу Красной армии.
После войны Халдей как еврей был подвергнут дискриминации и предан забвению. Лишь в 1991 году берлинский художник Эрнст Фолланд случайно столкнулся в Москве с фотографом и опубликовал книгу с его фотографиями.
С одной стороны, на фотографиях времен Великой Отечественной войны можно увидеть взятие Красной армией Софии, Бухареста, Будапешта и Вены, падение Берлина, Потсдамскую конференцию и Нюрнбергский процесс; с другой – будничные сцены и советский мир труда, до и после войны.
Запутанная история фотографии
Халдей не был художником-постановщиком, он запечатлевал важнейшие события. В течение 60 лет фотограф делал документально-скромные, но блестящие фотографии, однако свой самый известный снимок он подверг неоднократным манипуляциям. Запутанную историю фотографии красноармейцев со знаменем на Рейхстаге реконструировал куратор выставки Фолланда в своей маленькой книге.
Оттуда следует, что еще ночью, проведя фотосъемку в Рейхстаге, Халдей вылетел в Москву. Тогда на фотографии, впервые напечатанной 13 мая 1945 года в профсоюзном журнале "Огонек", первоначально была сфальсифицирована одна деталь. В действительности у красноармейца, подававшего знамя своим приятелям, на обеих руках были часы, украденные из берлинского магазина.
Как позже признался Халдей, на одном из негативов с помощью иглы он соскоблил часы с правой руки своей модели. На следующей версии фотографии в небе вдруг появились темные грозовые облака. На последней версии обнаружилось новое знамя, которое драматично развевалось на ветру.
Хотя 1 и 2 мая 1945 года еще как минимум три советских военных фотокорреспондента фотографировали солдат с флагами в Рейхстаге и на его куполе, пальма первенства досталась фотографии Халдея. Позже, когда его спрашивали о манипуляциях, он отвечал односложно: "Это хорошая фотография и исторически значимая. Следующий вопрос, пожалуйста".
В последние годы перед смертью, последовавшей в октябре 1997 года, фотограф не раз говорил: "Я простил немцев, но забыть не могу". Его отец и три из четырех сестер были убиты немцами. Мать и дед Халдея, родившегося в 1917 году в украинской Юзовке, позже – Сталино, сегодня – Донецк, были расстреляны уже через год после его рождения во время погромов, а сам он получил ранение. В его паспорте, говорил он позже, стоит "каинова печать, что ты еврей".
Перед его увольнением из государственного информационного агентства ТАСС в 1948 году, его начальники предъявляли ему претензии в якобы низком "образовательном уровне" и недостаточной "политической грамотности", однако сам он объяснял свое увольнение следующим образом: "Настоящая причина заключается в том, что я еврей".
Это обстоятельство роднило его не только с примерно половиной его советских коллег, военных фотокорреспондентов времен Второй мировой войны, но и с фотографом с американской стороны, который сделал самые запомнившиеся снимки Второй мировой войны – с венгерским евреем Андре Фридманом, известным также как Роберт Капа, который в 1948 году стал одним из создателей фотоагентства Magnum.
Они хорошо относились друг к другу, и, когда в Нюрнберге они фотографировали на судебных процессах по делам военных преступников, Капа подарил Халдею камеру Speed Graphic.
Халдей, который говорил о себе, что снимать – это его "внутренняя потребность", даже на склоне лет оставался маниакальным фотографом. "Российский Капа", как еще называют его историки фотографии, проживал в Москве в однокомнатной квартире, которая одновременно служила студией для проявки и печати фотографий. Когда однажды в качестве гонорара за книгу и выставку он получил гонорар в 10 тысяч немецких марок, он сразу же потратил их на Rolleiflex. "Такой камеры, – говорил Халдей, – в моей жизни еще не было".
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2008/05/07/45680.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!