09/01/2025 10:16
hh.ru: Названы итоги рынка труда в Ростовской области за 2024 год
Масштабный дефицит кадров, который ярко проявился в 2023 году, сохранился и в 2024, ведь его главная причина, демографическая ситуация, быстро не выправится, при этом свыше половины (55%) компаний ожидают рост численности персонала в 2025.
Самый сильный дефицит в Ростовской области и одновременно потребность в кадрах наблюдался в этом году в розничной торговле (в конце года – лишь 1 резюме на вакансию), рабочем персонале (2,2), продажах (2,4), медицине (2,7), производстве (2,7), автомобильном бизнесе (2,9) – в них соотношение активных резюме на одну вакансию меньше трёх. Также к дефицитным сферам относятся транспорт и логистика, строительство, сельское хозяйство, сфера гостеприимства, – в них соотношение чуть выше трех при нормальном диапазоне конкуренции от четырёх до восьми резюме на вакансию.
Самые дефицитные профобласти в конце года на Дону
Профессиональная область |
hh индекс |
Розничная торговля |
1,0 |
Рабочий персонал |
2,2 |
Продажи, обслуживание клиентов |
2,4 |
Медицина, фармацевтика |
2,7 |
Производство, сервисное обслуживание |
2,7 |
Автомобильный бизнес |
2,9 |
Транспорт, логистика, перевозки |
3,0 |
Строительство, недвижимость |
3,0 |
Сельское хозяйство |
3,7 |
Туризм, гостиницы, рестораны |
3,7 |
«К концу года на Дону значительно подросли резюме соискателей и при этом стало уменьшаться число вакансий, уменьшение связано, во-первых, с сезонностью – перед новогодними праздниками работодатели реже ищут новых людей, оживает рынок обычно в феврале. Ещё одна причина – повышение ключевой ставки и это тоже останавливает часть бизнесов от большего найма прямо сейчас. Но то, что резюме стало больше, а вакансий чуть меньше, не влияет глобально на дефицит кадров, главную роль здесь всё же играет демография, людей не хватает и это надолго», - комментирует Олеся Лавренова, директор hh.ru Юг.
В Ростовской области и в России в целом самыми востребованными являются представители двух сфер – это продажи всех видов (и розница и b2b), а также рабочий и линейный массовый персонал (рабочие всех видов, водители, курьеры, кладовщики, упаковщики, операторы колл-центров и т.д.). Соответственно и самыми сложными для закрытия вакансиями в регионе были предложения для этих работников - по всем ним в течение 12 месяцев был низкий уровень конкуренции. Всего в конце года на Дону – не менее 40 дефицитных профессий, ниже представлены 20 из них с самым низким индексом конкуренции (в норме он должен быть от 4 до 8 резюме на вакансию, менее 4 – дефицит кадров, менее 2 – выраженный кадровый голод).
Топ-20 самых дефицитных специальностей, Ростовская область, декабрь 2024 года:
Специализация |
hh.индекс (резюме на вакансию) |
|
1 |
Дворник |
0.3 |
2 |
Продавец-консультант, продавец-кассир |
0.8 |
3 |
Токарь, фрезеровщик, шлифовщик |
0.8 |
4 |
Специалист по взысканию задолженности |
1.0 |
5 |
Повар, пекарь, кондитер |
1.1 |
6 |
Слесарь, сантехник |
1.2 |
7 |
Автослесарь, автомеханик |
1.3 |
8 |
Сварщик |
1.3 |
9 |
Товаровед |
1.3 |
10 |
Агент по недвижимости |
1.4 |
11 |
Администратор магазина, администратор торгового зала |
1.4 |
12 |
Маляр, штукатур |
1.4 |
13 |
Врач |
1.6 |
14 |
Мерчандайзер |
1.7 |
15 |
Монтажник |
1.9 |
16 |
Директор магазина, директор сети магазинов |
2.0 |
17 |
Оператор станков с ЧПУ |
2.0 |
18 |
Оператор call-центра, специалист контактного центра |
2.0 |
19 |
Электромонтажник |
2.1 |
20 |
Кладовщик |
2.1 |
«В топ-20 самых редких и востребованных профессионалов в Ростовской области вошли в большинстве своём представители розницы и различных рабочих специальностей. В регионе остро не хватает продавцов, товароведов, поваров, пекарей, токарей, дворников, автомехаников, сварщиков. Наблюдаются и серьёзные проблемы с комплектованием штата в сфере общепита и медицины. Компании активно ищут персонал, увеличивают заработные платы и идут сразу в вузы и ссузы за будущими специалистами, но покрыть все свои потребности всё равно не могут. Нужно понимать, что эти проблемы не исчезнут в 2025 году – людей не станет больше, а конкуренция за массовые роли не станет меньше. Это наша реальность на будущие годы. Рынок труда, при отсутствии новых внешних и внутренних знаковых событий, останется сложным и дефицитным», - продолжает Олеся Лавренова.
Невероятная конкуренция за людей в 2023 и в 2024 годах привела к рекордному росту зарплат. По данным Росстата, прирост номинальной (начисленной) зарплаты в стране за январь-сентябрь 2024 года составил 18% к тому же периоду 2023 года. Прирост предлагаемой зарплаты в вакансиях на hh.ru – плюс 20% в целом по стране. В Ростовской области средняя предлагаемая зарплата по рынку в ноябре 2023 года была около 52 500 рублей, в ноябре этого – уже 64 300 рублей.
«Взрывной рост зарплат начался в середине 2023 года, когда дефицит соискателей достиг пиковых значений – на одну вакансию в регионе приходилось 2,8-3,1 резюме. В 2024 году этот рост продолжился, но компании стали немного реже повышать зарплаты и чаще оставлять их без изменений, по сравнению с 2023 годом. Финансовые возможности бизнеса, особенно на фоне дороговизны денег, исчерпаемы, поэтому в 2025 году прирост зарплат сохранится, но его темпы замедлятся», - замечает Олеся Лавренова.
Активнее всего росли зарплаты в сфере самого дефицитного персонала – «синих воротничков», к ноябрю 2024 года их зарплаты уже вплотную приблизились к зарплатам руководителей среднего звена. Так, если в ноябре 2023 года у рабочего персонала средняя зарплата составляла 67,5 тыс. рублей, то в ноябре этого года – 91 тыс. рублей, а транспорте и логистике – 77 и 104,5 тыс. рублей соответственно.
Если говорить про самых высокооплачиваемых специалистов, то помимо высоких окладов, характерных для представителей топ-менеджмента, в топ по уровню зарплат попадали и представители квалифицированного рабочего персонала, водители, инженерные сотрудники, ИТ-специалисты, врачи ряда специализаций.
Дефицит кадров сохранится и в 2025 году, ведь его главная причина, демографическая ситуация, быстро не выправится, при этом больше половины компаний планируют увеличение штата. Привлекать персонал будут также зарплатами и улучшением условий труда – тренд на человекоцентричность бизнеса разгоняется, за лидерами рынка подтягиваются и компании меньшего размера. Правило хорошего тона сейчас – проводить опросы в коллективе, чтобы узнать, что нужно самим сотрудникам. Запросы могут разительно отличаться, например, в зависимости от среднего возраста сотрудников, чем моложе, тем больше ожиданий программ ментального здоровья и частичной или полной оплаты занятий спортом, чем старше, тем интереснее программы соцподдержки, ДМС, санаторно-курортное лечение.
Длинные выходные подходят к концу, пришло время вернуться к работе. Как помочь себе настроиться на деловой лад, и от чего стоит отказаться в первые дни после праздников начальникам и подчиненным? Помогут советы от экспертов hh.ru, ведущей платформы онлайн-рекрутинга в России.
Возвращение к рабочим будням после продолжительных праздников — процесс, который требует больше, чем просто дисциплины. Но не стоит воспринимать этот период как испытание на выносливость.
«Каждый переживает адаптацию по-своему: кто-то заряжен энергией и готов действовать, а кто-то сталкивается с непривычным чувством усталости и рассеянности. Здесь важно осознать — это нормально. Не стоит требовать от себя максимальной продуктивности с первого рабочего дня. Постепенное вхождение в ритм, пусть и с минимальными усилиями, окажется куда эффективнее. Если вы человек с высокой возбудимостью, постарайтесь уменьшить количество стимуляторов. Крепкий чай и кофе, громкая музыка, жаркие споры с коллегами — все это лучше ограничить, пока ваш организм не адаптируется к рабочему ритму. В возбужденном состоянии днем труднее сосредоточиться, а вечером сложнее уснуть. Без полноценного отдыха процесс налаживания режима может затянуться до весны», — отмечает Мария Оборина, продакт-менеджер Карьерного маркетплейса hh.ru.
Совет №1. Обменяться впечатлениями
Разговоры о новогодних приключениях и обмен праздничными историями — неизбежная данность первых рабочих дней. Но руководителей такие разговоры раздражают — в январе и так мало рабочих дней. Есть простой выход: можно выделить для такого общения конкретное время.
Руководителям: соберите команду на неформальную постновогоднюю планерку. Пусть все расскажут, как провели праздники, покажут фотографии. Такая встреча даст выход эмоциями и послужит хорошим стартом для работы.
Подчиненным: если начальник нервничает из-за общего расслабленного настроя — не вступайте в жаркие споры, берегите ресурсы. Перекинуться с коллегами парой слов о новогодних событиях можно и в обеденный перерыв или пересменок.
Совет №2. Начинать с малого и решать творческие задачи
Небольшие задачи после праздников даются легче, чем глобальные планы. В первые дни можно разобраться с накопившимися в конце года рутинными делами.
«Ключевым шагом в возвращении к рабочему ритму является правильное распределение приоритетов. Для начала стоит сосредоточиться на простых, но необходимых задачах: разобрать почту, вспомнить незакрытые дела прошлого года, уточнить планы с коллегами», — рекомендует Мария Оборина.
Руководителям: устройте мозговой штурм и соберите все идеи, которые предложат сотрудники — от абсурдных, до самых фантастических вариантов. Творческий потенциал команды может хорошо раскрыться именно после праздников, когда мозг еще не загружен рутиной. Общий сбор с обсуждением идей хорошо взбодрит сотрудников.
Подчиненным: если ваша работа предполагает постоянное общение с клиентами, устраивайте себе эмоциональную разгрузку в течение дня. Например, помогают разговоры с коллегами: после праздников рабочие трудности у всех примерно одни и те же, поэтому можно рассчитывать на понимание и поддержку со стороны других сотрудников.
Совет №3. Позаботиться о себе
Эмоции улеглись, мозг снова готов обрабатывать большие объемы информации, остается позаботиться о самых простых вещах. Попробуйте начинать день со стакана теплой воды. Через 30 минут — полезный завтрак: например, овсяная каша с фруктами или орехами. Здоровое питание снизит нагрузку на организм, поможет улучшить сон и вернуть бодрость.
«Наш организм ещё не успел перестроиться после праздничных ритмов, поэтому стоит избегать резких перемен. Легкие, но питательные блюда, вечерняя прогулка, пара страниц хорошей книги перед сном — всё это помогает снизить внутреннее напряжение. Главное — помнить: возвращение в рабочий ритм — это не гонка, а процесс, где важны внимание к себе и готовность слушать свои потребности», — добавляет Мария Оборина.
Руководителям: внимательно наблюдайте за тем, как разные сотрудники справляются с адаптацией к работе. Одному помогает своевременная критика или рабочий совет, а другого нужно приободрить и похвалить. Сейчас не время для чрезмерной требовательности.
Подчиненным: не требуйте от себя слишком многого в первые дни. После праздников сложно втянуться всем: ваши коллеги, клиенты и даже руководитель по-своему адаптируются к работе после долгого перерыва. С заботой отнестись к своим потребностям в этот период и, по возможности, не игнорируйте их. Полезным может быть «ленивый день». Если вы ощущаете, что напряжение нарастает слишком быстро, сделайте паузу. Запланируйте в календаре день, когда сможете вырваться из рабочего хаоса и перезагрузиться. В качестве «ленивого дня» можно выбрать выходной или взять отгул посреди недели.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2025/01/09/381451.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!