13/01/2010 15:11
Из истории: Чтоб новый год богаче был
Чтобы новый год был урожайным, чтобы хозяйство росло и приумножалось, а в семье чтобы был достаток, нужно праздновать по всем правилам. Уж на Кубани знали толк в подобных делах! Поэтому и относились к новогодним приготовлениям со всей ответственностью.
Кушать подано!
К Новому году на Кубани готовились с такой же тщательностью, как и к Рождеству: дом украшали большими праздничными рушныкамы (полотенцами) с вышивкой, развешивая их по всем углам, а на занавески цепляли бумажные цветы. С особой ответственностью относились к подготовке праздничных угощений: кубанцы верили, что если новогодний стол будет разнообразным и обильным, то и весь год он будет таким же. И чтобы год был «полным», «на столе было все»: хозяйки, как могли, старались приготовить к празднику как можно больше блюд. Причем готовить старались «по старинке» и только на старинной (что-то вроде русской) печи.
К празднику обязательно пекли специальную хлибыну — новую буханку. А сам новогодний стол старались заставить угощеньями и высоким хлебом так, чтобы хозяина не было видно. Правда, и здесь кубанцы проявляли находчивость: для хозяина, чтобы он «уменьшился», подставляли маленькую скамеечку либо просто просили пригнуться. Или еще лучше — на стол под праздничную скатерть подстилали солому или сено из-под рождественской кутьи, «чтобы богато жить».
Добро к вам вернется
В канун праздника многие кубанцы старались делать добрые дела и не спать, хотя и верили, что под Новый год снятся вещие сны. А еще в это время любили гадать, но не только на суженого. Пытались выведать все: долго ли жить еще, будет ли урожай хорошим, какая будет погода и т.п. Например, чтобы узнать, насколько год будет холодным, нужно было выйти на улицу и сосчитать стариков. Их должно быть двенадцать, и если двенадцатый оказался вдруг лысым, то мороз пройдет — «на двенадцатой лысинке мороз должен лопнуть».
В некоторых семьях хозяйки перед праздником ходили в курятник и кочергой сгоняли кур с насеста. Это нужно было для того, чтобы они слезали и садились нестись. Хозяйки при этом «ехали» из хаты в курятник верхом на кочерге.
Вечером кубанцы ходили в гости к родственникам, а ночью жгли «особые» костры. Жгли, как правило, их там, где сами гуляли - во дворе, на улице, на перекрестках. В них бросали солому, которая лежала в хате на полу, или же святочный мусор, прибереженный для этого случая. У костра все пели, плясали и молились о хорошем урожае (любопытно, что на Кубани не было традиции встречать новый год у елки). Дети прыгали через костер, правда, девочкам прыгать с мальчиками не разрешалось, и кто-то старший (старик или мужчина) за этим следил.
Одновременно проводился и другой ритуал — «подсекание» деревьев в саду. Для этого брали топор, и кто-то один (хозяин или хозяйка) три раза легонько ударял по стволу и приговаривал: «Нэ будэшь родыть, буду рубыть. Будэшь родыть, нэ буду рубыть».
А затем, следуя давней традиции, старый год казаки провожали стрельбой, «отпугивая» таким образом беды и всякую нечисть.
«Сею, вею, посеваю...»
Утро нового года также начиналось с важного обряда — с посыпания (посевания, или тарароханья). Кубанцы не просто были рады «посевальщикам», а даже зазывали их. Посыпать приходили только мужчины: считалось, если придет женщина, то хозяева будут болеть. Мужчина или мальчик входил в хату с левой ноги, а зерно бросал правой рукой, напевая при этом заветные песенки. Как правило, посевали в святой угол, на иконы и на стол, обсыпали зерном и хозяев. А три дня спустя зерно убирали и отдавали курам приговаривая: «Сколько пшеницы, столько и яиц».
Довольно часто перед посыпанием хозяин хватал и дергал мальчика за чуб, чтобы куры чубатые были и чтобы неслись. Затем усаживал посевальщика на порог, постелив шубу мехом наружу или положив на него подушку, а мальчик при этом квохтал — чтобы сваты садились или «шоб худоба водылась». Хозяева, конечно, давали за это подарки.
«Щедривочка щедрувала»
Щедровать в одних кубанских станицах ходили в новогоднюю ночь, в других — в первый вечер нового года (14 января). В основном щедровали девушки и женщины, а если с ними и были парни, то лишь для того, чтобы их защищать от мужчин и носить тяжелые сумки с «наколядованным». Бывало, что парни, ходившие следом, шутили — снимали калитки или ворота и относили их в другой край станицы.
На щедрование спрашивали разрешение у хозяев: «Можно вам пощедрувать?» Чаще всего хозяева разрешали и пускали их в дом или же девушки пели под окнами, хотя иногда, конечно, отказывали: «Ничого давать». Если подарки давали нехотя и очень скромные, в адрес хозяев сыпались корильные щедривки: «А в дядька, дядька дядына гладка...»
В это же время пели меланки — разновидность щедривок, поэтому и «мыланкувать» ходили женщины («од вылыкого до малого»). Иногда водили Мыланку, ряженую девушку, и когда приходили с ней, хозяева, дав разрешение мыланкувать, обязательно впускали ее в дом, где Мыланка каталась по полу, «шоб овэчкы котылысь» (чтобы у овец был приплод). Словом, кубанцы все делали для того, чтобы год был удачным и прибыльным.
По материалам Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор»
Новый год, как и Рождество, несет в себе идею окончания и начала, «рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни». По традиционным представлениям, в этот день происходило обновление мира. И главное — участником этого рождения, свидетелем обновления становился любой человек, любая семья.
Кушать подано
К Новому году на Кубани готовились с такой же тщательностью, как и к Рождеству: дом украшали большими праздничными рушныкамы (полотенцами) с вышивкой, развешивая их по всем углам, а на занавески цепляли бумажные цветы. С особой ответственностью относились к подготовке праздничных угощений: кубанцы верили, что если новогодний стол будет разнообразным и обильным, то и весь год он будет таким же. И чтобы год был «полным», «на столе было все»: хозяйки, как могли, старались приготовить к празднику как можно больше блюд. Причем готовить старались «по старинке» и только на старинной (что-то вроде русской) печи.
К празднику обязательно пекли специальную хлибыну — новую буханку. А сам новогодний стол старались заставить угощеньями и высоким хлебом так, чтобы хозяина не было видно. Правда, и здесь кубанцы проявляли находчивость: для хозяина, чтобы он «уменьшился», подставляли маленькую скамеечку либо просто просили пригнуться. Или еще лучше — на стол под праздничную скатерть подстилали солому или сено из-под рождественской кутьи, «чтобы богато жить».
Добро к вам вернется
В канун праздника многие кубанцы старались делать добрые дела и не спать, хотя и верили, что под Новый год снятся вещие сны. А еще в это время любили гадать, но не только на суженого. Пытались выведать все: долго ли жить еще, будет ли урожай хорошим, какая будет погода и т.п. Например, чтобы узнать, насколько год будет холодным, нужно было выйти на улицу и сосчитать стариков. Их должно быть двенадцать, и если двенадцатый оказался вдруг лысым, то мороз пройдет — «на двенадцатой лысинке мороз должен лопнуть».
В некоторых семьях хозяйки перед праздником ходили в курятник и кочергой сгоняли кур с насеста. Это нужно было для того, чтобы они слезали и садились нестись. Хозяйки при этом «ехали» из хаты в курятник верхом на кочерге.
Вечером кубанцы ходили в гости к родственникам, а ночью жгли «особые» костры. Жгли, как правило, их там, где сами гуляли - во дворе, на улице, на перекрестках. В них бросали солому, которая лежала в хате на полу, или же святочный мусор, прибереженный для этого случая. У костра все пели, плясали и молились о хорошем урожае (любопытно, что на Кубани не было традиции встречать новый год у елки). Дети прыгали через костер, правда, девочкам прыгать с мальчиками не разрешалось, и кто-то старший (старик или мужчина) за этим следил.
Одновременно проводился и другой ритуал — «подсекание» деревьев в саду. Для этого брали топор, и кто-то один (хозяин или хозяйка) три раза легонько ударял по стволу и приговаривал: «Нэ будэшь родыть, буду рубыть. Будэшь родыть, нэ буду рубыть».
А затем, следуя давней традиции, старый год казаки провожали стрельбой, «отпугивая» таким образом беды и всякую нечисть.
«Сею, вею, посеваю...»
Утро нового года также начиналось с важного обряда — с посыпания (посевания, или тарароханья). Кубанцы не просто были рады «посевальщикам», а даже зазывали их. Посыпать приходили только мужчины: считалось, если придет женщина, то хозяева будут болеть. Мужчина или мальчик входил в хату с левой ноги, а зерно бросал правой рукой, напевая при этом заветные песенки. Как правило, посевали в святой угол, на иконы и на стол, обсыпали зерном и хозяев. А три дня спустя зерно убирали и отдавали курам приговаривая: «Сколько пшеницы, столько и яиц».
Довольно часто перед посыпанием хозяин хватал и дергал мальчика за чуб, чтобы куры чубатые были и чтобы неслись. Затем усаживал посевальщика на порог, постелив шубу мехом наружу или положив на него подушку, а мальчик при этом квохтал — чтобы сваты садились или «шоб худоба водылась». Хозяева, конечно, давали за это подарки.
«Щедривочка щедрувала»
Щедровать в одних кубанских станицах ходили в новогоднюю ночь, в других — в первый вечер нового года (14 января). В основном щедровали девушки и женщины, а если с ними и были парни, то лишь для того, чтобы их защищать от мужчин и носить тяжелые сумки с «наколядованным». Бывало, что парни, ходившие следом, шутили — снимали калитки или ворота и относили их в другой край станицы.
На щедрование спрашивали разрешение у хозяев: «Можно вам пощедрувать?» Чаще всего хозяева разрешали и пускали их в дом или же девушки пели под окнами, хотя иногда, конечно, отказывали: «Ничого давать». Если подарки давали нехотя и очень скромные, в адрес хозяев сыпались корильные щедривки: «А в дядька, дядька дядына гладка...»
В это же время пели меланки — разновидность щедривок, поэтому и «мыланкувать» ходили женщины («од вылыкого до малого»). Иногда водили Мыланку, ряженую девушку, и когда приходили с ней, хозяева, дав разрешение мыланкувать, обязательно впускали ее в дом, где Мыланка каталась по полу, «шоб овэчкы котылысь» (чтобы у овец был приплод). Словом, кубанцы все делали для того, чтобы год был удачным и прибыльным.
По материалам Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор»
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/01/13/185549.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!