01/07/2010 15:59
Всемирно известный пианист Денис Мацуев рассказал о своем творчестве
30 июня в Краснодаре с единственным концертом выступил всемирно известный пианист, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2009 года Денис Мацуев. Буквально за полтора часа до концерта состоялась пресс-конференция, главным действующим лицом в которой стал, конечно же, музыкант.
Это событие было приурочено к 10-летию плодотворной работы «Альфа-Банка» в Краснодаре – генерального спонсора приезда и выступления выдающегося исполнителя, сосем недавно получившего президентскую награду за вклад в развитие и пропаганду отечественного музыкального искусства.
- Вы играете Шуберта, Бетховена, Грига, Листа… Почему именно такая программа и почему именно эти произведения должны полюбить и слушатели, как любите их вы?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы отметить, что я рад приехать в ваш замечательный город, я здесь был всего один раз - три года назад, в 2007 году. С этим городом у меня связано очень много интересных вещей и людей. Это, конечно же, Леонард Гатов, Георгий Гаранян в первую очередь. С ними я встречался, познакомился здесь. И я очень рад, что сегодня я снова добрался до вашего замечательного города.
Вообще этот концерт будет заключительным в российском турне. Вы знаете, я каждый год делаю минимум 40 концертов в нашей стране. И я всегда говорю, что для меня российские концерты – это особое состояние, особое удовольствие от своей публики.
По поводу программы… Когда я отвечаю на вопрос о том, почему я играю именно эти произведения, я говорю, что я очень их люблю. Во-вторых, когда меня спрашивают: «Какую музыку ты больше любишь?», я отвечаю: «Ту, которую я играю сегодня вечером». Так же я хочу сказать, что та программа, которая сегодня будет звучать, это те произведения, с которыми очень много прожито, переиграно. Это действительно магическая программа, в прямом смысле этого слова. Это одни из моих самых любимых произведений – соната Шуберта, соната Бетховена, самая огненная, самая дьявольская, темпераментная. Я сыграю три произведения, самых длительных по времени, красоте, тонкости, воздушности, романтизму. Это произведения, которые я играю около 20 лет. В них та дьявольская темпераментность, которую я обожаю.
- Скажите, а какие у вас отношения со славой: что вы от нее ждете, что она вам дает, чем ради нее приходится жертвовать и стоит ли жертвовать?
- Вы знаете, слово «слава» я практически не воспринимаю. Когда я слышу это слово, у меня возникает ассоциация со Славой Ростроповичем. А вообще меня родители еще с детства правильно сориентировали в этом отношении тоже. И если мне говорят какие-то приятные вещи, у меня это в одно ухо влетает, в другое вылетает (улыбается). Понимаете, популярность классического пианиста в нашей стране, в наше время – это особая, трудная работа. Вы же понимаете, что бороться с шоу-бизнесом, который захватил нашу страну и добиваться внимания публики, не так-то просто. К тому же само посещение концертов классической музыки – это не так легко. С первого раза не все могут понять, какова польза от высокой музыки. Поэтому слава – это одна сторона, так скажем, а на самом деле все не так легко. Потому что воспитание публики, и самое главное – поддержание той самой публики, чтобы она снова приходила на концерты, – вот это тяжело.
Для меня слава – это, конечно, приятно. Но и стоит отметить, что для меня слава – это слава моего поколения. Ведь у нас есть потрясающая команда. Когда мне вручали государственную премию России 12 июня - это для меня огромная честь, - президент РФ Дмитрий Медведев сказал такую фразу, что это премия не только мне, но и всему нашему поколению, которое считалось потерянным в 90-е, когда многие уехали за границу, что правда.
- Вы справедливо заметили, что слушать классическую музыку – это тяжелая работа. Но с другой стороны, чтобы пойти на концерт, нужно выложить приличную сумму. Цены запредельные. Как вы относитесь к тому, что посещение таких концертов становится элитарным и не все, кто ходит на концерты классической музыки, ее понимают. И в чем, собственно, проявляется спонсорство «Альфа-Банка»?
- Вы знаете, то, что классическая музыка становится модной, в этом ничего плохого нет. А что касается цен на билеты, я в этом не разбираюсь. Но если говорить о моих российских гастролях, я всегда спрашиваю у организаторов, какая цена на билет. Я знаю, что здесь, в Краснодаре, - от 400 до 2000 рублей.
Безусловно, я не могу влиять на политику. Я считаю, что цены на мои концерты завышены. Я понимаю, что интеллигенция и простая, моя, публика, не всегда может попасть на концерт даже за эти деньги, поэтому я практически всегда за полчаса до выступления открываю двери служебного входа, у которых обычно стоят пенсионеры, студенты, врачи, и мы для них ставим стулья прямо на сцену. Приходят 200-300 человек, которые хотят попасть на этот концерт.
А что касается спонсорства банка, помощь в том числе и в том, чтобы билеты не были дорогими, чтобы они были доступными. Ведь иногда стоимость билетов доходит до 15-20 тысяч рублей. Поэтому, чтобы сохранить какую-то приемлемую планку для «моих» людей, скажем так, я считаю, что это большое дело. Наша страна всегда была великим меценатом. Но на одном государстве далеко не уедешь. У него должна быть своя культура, на которой воспитываются люди. И мне приятно, что наши проекты, фестивали, просто концерты вносят в это слой вклад.
К слову, как-то весной в Москве я шел на свой концерт, который проходил в консерватории, ко мне подошел спекулянт. «Нужен билет?» - «Нет. А сколько стоит?» - «50 тысяч рублей.» Я спрашиваю: «Кто играет?» - «Мацуев.» Я говорю: «Я не пойду». А он говорит: «Иди. Вот такой парень!» (Смеется.) Потом мы с ним познакомились…
Конечно, я понимаю. Что мегаполис и маленький город – разные вещи.
- Денис, за время своего пребывания в Краснодаре вы успели почувствовать запах этого города? И вообще запах какого города вам нравится больше всего?
- Про запахи - очень хороший вопрос, потому что я очень падок на запахи. Я помню свои детские запахи, помню запах своего Байкала, потому что я из Иркутска, из Сибири. И когда я гастролирую, у меня каждый город ассоциируется со своим запахом. Я в Краснодар приехал 20 минут назад, уеду через четыре часа, но я помню, что, когда я был маленьким мальчиком, я ездил из Иркутска каждый год в Сочи. Сначала поездом до Москвы, а потом в Краснодар. И когда подъезжали к морю, с каждым километром тополя становились больше и пиромидальнее и переходили в кипарисы. А когда в Туапсе мы уже выезжали к морю, это было сказочное предвкушение. Это дорогие ассоциации для меня. А Краснодар очень теплый, очень энергетически теплый для меня город. Я надеюсь, что такая же атмосфера будет на концерте.
А если в целом говорить о запахах, то у каждого города он свой. Когда я был в Париже, для меня это ассоциация со сладковатым запахом жареных каштанов. В Лондоне это, знаете, немножко холодноватое ощущение и т.д.
А какой любимый?.. Вы знаете, можно влюбиться и на долгие годы, но я изменяю городам (смеется).
- А вам не предлагали получить второе гражданство?
- Очень много раз. Но для чего мне это, если я в 90-е годы отсюда не уехал? И вот в этом графике, который у меня сейчас, я в прошлом году 34 дня за год был дома, в своей постели. Это счастье, я дорожу этим. Как же я могу уехать из России, если я дома и так почти не бываю?
- Как вам удается совмещать концертную деятельность и в то же время быть организатором фестивалей, руководить благотворительными арт-фондами?
- Действительно, много всего навалилось последнее время. Я получаю удовольствие от того, что у меня что-то получается. А еще большее удовольствие получаю от того, когда получается помочь кому-то, в частности, молодым музыкантам, которым очень-очень сложно в этой жизни. Потому что профессия «классический музыкант» очень сложна. Заявить о себе – крайне тяжело. К счастью, благодаря не только моим фестивалям, но и другим проектам, в нашей стране стало легче заявить о себе, чем это было раньше.
Безусловно, много всего навалилось, но если я пойму, что организационная деятельность будет мешать моей концертной деятельности, от этого будет страдать качество, я отдам предпочтение концертам, потому что я очень жадный на выступления.
От самих концертов я не устаю. Если считать с сентября, я сегодня буду играть 186-й концерт. Многие говорят «Зачем тебе это нужно?», а я получаю такую подпитку от этих концертов, несмотря на то, что устаешь от перелетов, переездов, недосыпания, но когда выхожу на сцену и вижу полный зал, то во мне срабатывают другие рефлексы. Я называю это химией по отношению к исполнителю и публике. Именно этот «химический» заряд воодушевляет, отвлекает от всего. Я дорожу каждым своим концертом.
- Как вы относитесь к тем людям, которые не отключают звук мобильного телефона во время концертов?
- Был у меня слушатель, который меня просто достал во время концерта. Я исполнял произведение Бетховена и вдруг перешел на импровизацию этой темы, которая звучала на телефоне, и это было просто преступлением по отношению к Бетховену. Не знаю, специально он это делал или нет, но потом все-таки вывели этого человека. И я потом заново начал играть сонату, доиграл ее до конца. И хочу сказать, что это был не самый плохой концерт, несмотря на эту ситуацию.
Вообще, вы знаете это, с одной стороны, беда. Когда я впервые был в Китае несколько лет назад, меня поразило, что там вообще никто не выключает телефоны, демонстративно громко разговаривая, поэтому их было слышно гораздо громче, нежели мою игру.
Вообще насколько я знаю, это не так дорого стоит – поставить заглушки в залах. С одной стороны, я понимаю, что этот шум меня выбивает, но я стараюсь этого не замечать.
- А своим выступлением, музыкой что именно вы хотите донести до каждого зрителя?
- Вы знаете, я много раз об этом думал. На самом деле я глубоко убежден, что пианист, когда он играет на своем инструменте на сцене, он является проводником во времени, эпохах. Ты должен передать через инструмент, через себя те мысли, те образы, которые задуманы композитором, который жил 200-300 лет назад. Это, я считаю, моя миссия – передать все это через себя, через свою интерпретацию.
И я считаю, что публику нужно готовить к концертам классической музыки. Хотя бывают случаи, когда люди довольно быстро, говоря современным языком, подсаживаются на классику.
У меня был такой случай, когда таксист не стал брать с меня деньги. Когда я спросил почему, он ответил: «Я слушаю ваши концерты по телевизору. Мне так понравилось! Я купил абонемент, стал ходить на концерты и уже хожу два года». Абсолютно простой человек – таксист, понимаете? И я считаю это и моим достижением тоже. Вы даже не представляете, сколько вот таких молодых людей, и удержать эту публику – это очень нелегко. Каждый мой концерт – это моноспектакль. И так приятно видеть полный зал, когда не надо включать микрофоны, петь под фонограмму. У тебя есть рояль, есть банкетка – это весь твой технический рай.
- Денис, вы сегодня на концерте будете играть сонату Бетховена, которую играли много знаменитых и гениальных музыкантов. Эта соната имеет множество редакций. А в чем заключается ваша интерпретация, в чем будет ваше исполнение?
- Очень сложно подробнейшим образом рассказать, в чем состоит интерпретация моего исполнения сонаты Бетховена. Если ответить вкратце, это одна из моих самых любимых сонат. Она, так скажем, целиком моя – находится в таком ключе, в котором она находится у меня внутри, в каком я сейчас состоянии. Это кипение, это экстаз, истерика в хорошем смысле этого слова.
Эта соната, безусловно, сложна как произведение, которое знают все. И она сложна тем, что каждую минуту сонаты слушатель знает. И создать свежую интерпретацию, близкую тебе, - это уже задача не из легких. Ну а как я это сделаю, это уже, вы знаете, как Бог даст.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/07/01/193390.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!