20/08/2010 17:02
Алексей Лысенков: Про телевидение я знаю все
Президент XV Международного фестиваля детского анимационного кино «Золотая рыбка» и ведущий популярной программы «Сам себе режиссер» Алексей Лысенков провел мастер класс для детей по созданию фильмов, а также рассказал о принципах работы телевидения, о том, что происходит «по ту сторону экрана». Говорил очень много, и давал более чем развернутые ответы на вопросы, и они получались порой настолько обширными, что и мне, автору своего «сюжета», пришлось его речь «резать», «монтировать», сокращать. Словом, готовить материал в «эфир» - в публикацию.
Алексей Лысенков о себе
Я пришел на телевизор в 1985 году, в программу «Веселые ребята», и влюбился в это дело со страшной силой. И вот уже 25 лет я работаю на телевидении, иногда что-то пишу. Может, кто-то знает, у меня книжки выходили, аж в размере 10 штук, разных.
Про телевидение страшно говорить «Я знаю все», поэтому скажу, что знаю достаточно. И не только про телевидение, но и про радио, кино, что такое работа в прямом эфире, что такое информационная программа или развлекательная. Ну понятно, «Сам себе режиссер» вы, конечно, знаете, потому что это самый узнаваемый проект. За эти годы сделано 2-3 десятка телевизионных программ точно. В данный момент я делаю четыре программы: «Сам себе режиссер», «Москва – территория малого бизнеса», «Выходные на колесах» (телеканал «Звезда») и «Уроки живописи и архитектуры» (детская программа на телеканале «Бибигон»).
Что касается радио, я несколько лет работал на «Русском радио», на «Авторадио». Я там делал и свои авторские программы, и другие проекты какие-то.
Ну а что касается сериалов, то здесь тоже много всего, начиная с «Каменской». В «Няне» поучаствовал в том числе. И «Кто в доме хозяин». Всего порядка 15 сериалов. В основном это были небольшие роли, но они очень смешные. Например, Алексей Лысенков в роли Алексея Лысенкова либо Алексей Лысенков в роли человека, похожего на Алексея Лысенкова.
Телевидение будет всегда
Некоторые говорят, что появился Интернет, и теперь телевидение умрет. Я же вам говорю, что телевидение никуда не денется. И телевидение останется, и радио останется, и, конечно, Интернет. И неизвестно еще, что может появиться в ближайшие 5-10 лет. Этого мы не знаем, потому что технологии сейчас идут со страшной силой вперед.
Вообще телевидение – это конгломерат несовместимых, казалось бы, вещей, абсолютно противоположных. С одной стороны, телевидение – это творчество. Это на 100% творчество. Людям, которые не умеют мыслить творчески, в принципе на телевидении делать нечего. Причем это касается всех – начиная с тех людей, которые занимаются монтажом, заканчивая режиссерами и продюсерами программ. С другой стороны, телевидение – это высочайшие технологии. Кстати, «Первому каналу» (я работаю на 2-м канале) как-то удается внедрять новые технологии наиболее активно. Например, когда в Москве проводилось «Евровидение», это было очевидно.
И третья составляющая, кроме творчества и технологий, очень важная без которого не может телевидение – это фабрика и это конвейер. Каждый день нужно делать практически одни и те же «пирожки». И это довольно рутинная работа. Но если ты не умеешь работать в этом конвейере и в команде, то ничего не получится. Представьте, машина едет по конвейеру, и если кто-то винтик не докрутил, то эта машина развалится. Так и с телевидением.
О роли ведущего
Ведущий на телепроекте – это далеко не самая главная «запчасть». Пожалуй, одни из самых главных на телевидении – это редакторы, режиссеры. Чуть в меньшей степени – продюсеры. Еще в меньшей степени – ведущие. Хотя в некоторых проектах они более значимы. Например, тот же Ваня Ургант, которого я очень уважаю, безусловно, талантливый человек, какие-то проекты без него были бы все равно, но они были бы чуть-чуть другими. Тот же «Прожектоперисхилтон» - без Вани проект бы был, у него были бы почти такие же рейтинги, но все-таки это был бы другой проект. Конечно, коллекционировать людей на телевидении – действительно сложно.
Дефицит профессионалов
Многие говорят о том, что хотят работать на телевидении. Но я вам точно скажу: сейчас на телевидении наблюдается острый дефицит профессионалов. Сумасшедший дефицит. Вот, например, мы уже полгода делаем программу «Выходные на колесах» на телеканале «Столица». Я вам могу сказать: мы поменяли уже трех сценаристов, и никто не может подобрать того, который нужен. У нас есть один оператор, но я точно знаю, что его надо менять, а я не знаю, на кого его поменять. Я не могу найти ему замену. И те, кто нужен для этого конкретного проекта, их найти очень трудно, поскольку даже профессионалы не готовы работать именно в этой специфике. И это действительно так.
«Хоккейный вариант»
Когда-то телевидение не работало в прямом эфире, а работало только в записи, потому что не было таких технических возможностей. А когда, например, шел чемпионат Советского Союза по хоккею, матч снимался несколькими кадрами, потом этот материал уезжал в редакцию, там быстро монтировался и после этого сразу же пускался в эфир. То есть проходило порядка полутора-двух часов между тем, как матч закончился и тем, как он появился в эфире. Поэтому, кстати, многие фанатики приходили сначала на «живой» хоккей, а потом еще успевали доехать на метро домой, для того чтобы посмотреть еще раз тот же матч, но уже в записи. Отсюда и пошло название «хоккейный вариант», т.е. это когда есть что-то в записи.
Программы «Доброе утро», которые выходят на многих телеканалах, - это все программы, записанные накануне днем, а потом утром они выходят в эфир, кроме новостей. Новости всегда в прямом эфире.
Так вот когда я пришел в программу «Доброе утро», мы выходили в прямом эфире. Было очень трудно работать, потому что график был такой: неделю мы выходим на Москву (вторая – это уже трансляция на Дальний Восток, поэтому и в эфир мы уже выходим, соответственно, в 9 часов вечера), т.е. нужно в час ночи – половине второго уже быть на работе. Поскольку я выпускающий ведущий, нужно было сесть за компьютер, у меня команда редакторов, которые мне сбрасывают информацию, я эту информацию смотрю, обрабатываю, понимаю, что нужно, что не нужно, что годится, что не годится. Опять же сбрасываю по сети эту информацию выпускающему редактору, он уже знает точно, что можно, что нельзя, отсеивает то, что я пропустил, затем все сбрасывает мне обратно. Я после этого отдаю уже эту информацию своим редактором, они уже, зная мой стиль, под меня пишут тексты, потом я окончательно корректирую, ставлю себе пометки по тексту, чтобы он мне удобно ложился на речь, и после этого сбрасываю в телесуфлер.
Без ляпов не бывает
На телевидении бывают смешные истории. Вот сейчас торфяные пожары. А помните, лет 6 или больше в России тоже были торфяные пожары? И я в эфир вышел, и была такая же жара, такой же смог в Москве был (смеется), и у нас была такая информация: сначала мы говорили о горящих торфяниках в Подмосковье, а потом о визите то ли Ельцина, то ли Путина, я уже не помню, нет, Путина, в Соединенные Штаты. И мне надо делать смычку между одной информацией и другой, и тут у меня вылетает эта «серединная» фраза, потому что суфлер ничего не выдает, и мне надо от себя что-то сказать, - и я выдаю в эфир: «Наконец-то подмосковные пожары докатились до Америки». (Все смеются.) И это даже потом зависло в Интернете (смеется)…
Такие ляпы бывают – это совершенно нормально: все мы живые люди. Это бывает у всех ведущих, я вас уверяю. И ничего с этим не сделаешь. И те, кто работает в прямом эфире, могут рассказать очень много таких историй. (Улыбается.)
О «Самом себе режиссере»
Передаче «Сам себе режиссер» 18,5 лет уже. Мальчик уже вырос, стал взрослым, он уже может получить паспорт, и его уже могут забрать в армию. Но я его отдавать не буду, поэтому он будет выходить в эфир - рано утром в воскресенье на телеканале «Россия». Я вот не знаю. Сейчам программа «Сам себе режиссер» есть на экране или ее сейчас, в августе, и нет на экране, может, она ушла в отпуск. Я действительно не знаю, есть ли она сейчас в эфире, потому что, опять же, как я вам и говорил уже, телевидение – это производство, это фабрика. Поэтому мы очень долго, кропотливо и трудно собираем блоки сюжетов из тех, что нам присылают телезрители. Над ними очень долго работают редакторы: отбирают, что подойдет, что не подойдет, потом режиссеры их монтируют в блоки – так, чтобы это были блоки из нескольких сюжетов. Потом начинают работать сценаристы, они придумывают шутки под эти сюжеты. Затем приходят актеры, которые начинают эти шутки озвучивать за кадром, чтобы потом все это звучало в эфире. И это самый трудоемкий период в создании программы. Потом, когда накапливается этот материал, мы приступаем к съемкам в студии.
Так вот, за два дня мы снимаем 15 программ. За два дня! Поэтому когда меня спрашивают друзья, можно ли попасть к вам на передачу, на съемки, посидеть в студии, я говорю: «Не надо». Потому что это очень трудно и очень тяжело – высидеть целый день. Формат программы – почти час, 52 минуты. Мы пишем это не по порядку, мы пишем блоками.
Приезжают гости со всей страны, приезжают с детьми, и нам надо за ними присматривать, что ли. И они едут как на праздник, и этот праздник надо как-то им организовать. И никакого Киркорова на съемки, естественно, никто не приглашает. Ну какой праздник? Это какие-то анекдоты, шутки. Мы показываем лучшие сюжеты, отснятые за эти 18 лет, чтобы люди были в хорошем настроении. Но все равно очень трудно высидеть 10 часов в студии.
Мы снимаем сначала все интервью. Три интервью с тремя претендентами, потом голосование в студии, это то, что у нас непререкаемо ни при каких условиях, никаких дублей – как есть голосование, так оно и есть.
Люди голосуют, человеку вручается приз – и следующая тройка.
И так со многими программами – «Сам себе режиссер» - это лишь пример.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/08/20/194402.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!