12/12/2017 13:14
Андрей Палий: «Положительные изменения на кубанском рынке должны увидеть и бизнес, и потребители»
Более 80 тысяч кубанцев в 2017 году приняли участие в исследовании, нацеленном на развитие конкуренции на рынке товаров и услуг края. Как их оценки и мнения повлияют на конкурентную среду региона, рассказал первый заместитель министра экономики края Андрей Палий.
Стандарт развития конкурентной среды
- Андрей Владимирович, с какой целью ваше министерство проводило мониторинг конкурентной среды Краснодарского края?
- Перед краем стоит задача развития конкуренции, которую мы понимаем как равный доступ участников к рынку, к ресурсам, к технологиям, к потребителям, к каналам сбыта продукции, к важной информации. Минэкономики Кубани активно работает над внедрением Стандарта развития конкуренции в регионе. Для качественной работы и важны данные мониторинга. Исследование призвано выявить ключевые факторы, ограничивающие конкуренцию. Понимание этого нужно для исправления ситуации - создания комфортных условий бизнесу, выработки действенных мер поддержки и защиты предпринимателей Кубани.
- Почему сегодня в крае возникла острая необходимость во внедрении Стандарта развития конкуренции, ведь раньше работа строилась без дополнительных регламентов?
- Это вопрос перехода количества в качество. Большинство управленческих решений, которые сегодня принимает министерство экономики, направлено на стимулирование и поддержку бизнеса, и важно, чтобы эти усилия давали максимально высокую отдачу. А для этого они должны подчиняться единой логике, общим правилам и быть применимы в разных сферах. Это и есть задача любой стандартизации. Тут все как в производстве. Если раз в год вы изготавливаете что-то для личного пользования - стандарты вам не нужны. Если же вы ежедневно производите продукцию или услугу для широкого потребителя – без стандарта не обойтись.
- Если производить табуретки, не соответствующие стандарту, то сидеть на них будет неудобно, покупатель не будет их приобретать. Однако министерство экономики должно производить не табуретки, а создавать условия для комфортного ведения бизнеса в регионе.
- Именно так. Стандарт развития конкуренции - это один из новых инструментов, призванных снизить административные барьеры для предпринимателей. Основная цель документа - сформировать на региональном уровне условия для здоровой конкуренции, помочь бизнесу выйти на краевые и муниципальные рынки, поддержать предпринимателей в приоритетных для региона отраслях, сократить долю государственного сектора в экономике до эффективного уровня. Еще один аспект - сделать работу власти максимально открытой.
- Правда ли, что работа по внедрению Стандарта длится уже два года?
- Тут уместнее сказать не «уже», а «всего». Краснодарский край приступил к внедрению Стандарта только в конце 2015 года - почти на два года позже шести пилотных в этом направлении регионов: Санкт-Петербурга, Татарстана, Ульяновской, Нижегородской, Волгоградской областей и Хабаровского края. Еще 15 регионов начали внедрять Стандарт развития конкуренции раньше Кубани по собственной инициативе. Краснодарский край тут не спешил. Мы работали в соответствии с требованиями федерального центра, приступили к работе позже иных территорий, зато получили возможность учиться на их ошибках.
- С чем связаны эти ошибки? Сильно ли усложняет региональная специфика выполнение требований федерального стандарта?
- Да. Отличаются регионы, значит, их возможности и приоритеты тоже различны. Ключевые направления, правда, сразу прописаны в федеральном Стандарте и неизменны для всех - усилить конкуренцию в 11 социально значимых сферах экономики. Речь идет, прежде всего, о развитии конкуренции на рынках услуг дошкольного образования.
Также актуальны в масштабах страны отрасли детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования, медицинских услуг и услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в сфере культуры, жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, перевозки пассажиров наземным транспортом, услуг связи и социального обслуживания населения. Но, кроме этого, каждый регион получил возможность самостоятельно определить еще до 10 приоритетных направлений работы с учетом территориальной и экономической специфики и выбрать рычаги воздействия, которые призваны стимулировать развитие конкуренции.
- Какие направления являются ведущими на Кубани?
- В нашем региональном списке: рынок сельскохозяйственной продукции – овощной и плодово-ягодной, животноводство, санаторно-курортные и туристские услуги, рынки пищевой продукции, композитных материалов, продукции легкой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения. Всего 7 направлений, утвержденных как приоритетные в 2016 году.
Для всех этих рынков в крае разработана «дорожная карта». В ней прописаны основные мероприятия внедрения Стандарта и целевые показатели движения вперед. Определены ответственные за выполнение органы исполнительной власти и местного самоуправления.
На сайте министерства создали специальную подрубрику – Стандарт развития конкуренции, состоящую из 8 разделов. Среди них и мониторинг состояния конкурентной среды в крае, участие в котором может принять любой посетитель сайта. Там же есть методические материалы, организационные мероприятия, соглашения, обратная связь. По итогам 2016 года задачи, намеченные в краевой дорожной карте, выполнены более чем на 93 %.
Кроме того, чтобы узнать, какое муниципалитет успешнее соседей внедряет нововведения, разработана специальная методика с балльной оценкой работы территории. В 2017 году уже определены победители. Первое место досталось Тимашевскому району, вторые - краснодарцы, на третьем месте – Кореновский район.
Наша задача: услышать голос каждого
Одна из задач исследования, проводимого министерством экономики состояния и развития конкурентной среды в регионе - получить отзыв от рядовых участников бизнес-процесса на Кубани. Есть ли отклик, не приходится ли министерству «вариться в собственно соку»?
Отклик есть. Более того, год от года он становится все более массовым. В крае мониторинг проводился уже трижды – в 2015, 2016 и 2017 годах с 1 ноября по 1 декабря. В 2015 году было опрошено более 16 тысяч респондентов. В 2016 году охват увеличился до 44 тысяч человек. Среди них - 33 559 потребителей товаров, работ и услуг, еще 10 538 анкет заполнили представители бизнеса.
В исследовании 2017 года приняли участие 85 121 человек. Из них 22 367 респондентов – предприниматели, 62 754 – обычные потребители.
- Как проводилось исследование?
- Свой результат дало, в том числе, использование современных информационных технологий, которые сделали участие в мониторинге максимально простым и необременительным. Мониторинг проводится в Интернете с помощью тестирования. Любой желающий может зайти на портал Министерства экономики Краснодарского края и пройти по двум активным ссылкам - «Анкета для предпринимателей» и «Анкета для физических лиц».
Заполнение опросника занимает около двух минут, а данные, полученные таким образом, бесценны. Анкетирование анонимное, не нужно оставлять данные паспорта. Все это упрощает участие в исследовании и позволяет нам получить отклик от большего числа предпринимателей и жителей края.
- На какие проблемы, как правило, указывали предприниматели?
- По мнению предпринимателей, больше всего развитие бизнеса тормозят высокие налоги. С этой проблемой столкнулось 42 % предпринимателей. Далее по важности идет недостаточное количество квалифицированного персонала, - такие выводы озвучили 22 %респондентов. На третьем месте - нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Об этом заявило 19 % опрошенных. Это данные мониторинга 2016 года. Результаты мониторинга этого года сейчас еще анализируются, но предварительно можно сказать, что круг названых предпринимателями проблем остается тем же.
Основной двигатель экономики – честная конкуренция
- Как налоги могут влиять на конкуренцию, если они для всех одинаковы?
- Вы правы, налоги для всех одинаковы и на конкуренцию не влияют. Но на конкуренцию влияет количество участников рынка. Чем их больше, тем выше конкуренция. Исследование нужно, чтобы яснее понять, что тормозит развитие бизнеса и ограничивает здоровую конкуренцию на рынках края, чтобы найти реальные формы поддержки и защиты предпринимателей. И вот тут важность мнений реальных предпринимателей невозможно переоценить.
Так, судя по данным мониторинга, большинство молодых и активных людей хотели бы самостоятельно заняться бизнесом, но решаются немногие. А из тех, кто решился, далеко не все добиваются успеха – особенно с первого раза. Основной причиной неудач у предпринимателей – и вот это все они нам рассказывают сами - становится нехватка необходимых знаний, как профессиональных, так и элементарных сведений о законодательных основах предпринимательской деятельности, порядке взаимодействия с различными государственными структурами, такими как налоговая служба или Пенсионный фонд. Именно поэтому следует уделять как можно больше внимания начинающим предпринимателям на старте их бизнеса. Зачастую им на старте нужны не столько капитал, сколько информация, обмен опытом. И здесь поддержку готовы оказать (и оказывают) органы государственной власти края.
- Таким образом, если рассуждать о конкурентной борьбе, на каком месте сейчас находится Краснодарский край? Какие регионы мы успешно обогнали? С кого должны брать пример?
- В 2015 году, когда составляли общий рейтинг глав регионов по уровню содействия развития конкуренции, наш край занял лишь 49-е место. Результаты прошлого года - 21 место. Среди регионов Южного Федерального округа мы вторые после Астраханской области. Итоги 2017 года еще не подведены.
Лидеры, на которых мы сейчас ориентируемся - Татарстан, Омская, Воронежская, Московская области и Чувашия. Задача, которая сейчас стоит перед Краснодарским краем- рывок в первую десятку. При этом занять высокую позицию - не самоцель. Важно, чтобы потребители и представители бизнеса действительно увидели положительные изменения на рынках товаров и услуг нашего региона.
Ведь, в конечном счете, и Стандарт по развитию конкуренции, и все мероприятия, программы и дорожные карты, принятые в крае, нацелены на решение одной, но очень важной социально-экономической задачи – сделать так, чтобы бизнес – независимо от формы собственности, масштаба и отрасли - хотел работать на территории края. А производимые в крае товары и услуги были настолько качественными, чтобы находили спрос не только в регионе, но и за его пределами.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2017/12/12/337948.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!