01/11/2018 18:59
От простого «почему» до инновации
Об инновациях в системе образования и главных новаторах - проректор по научной и инновационной деятельности Института Развития Образования Краснодарского края Татьяна Навазова.
Что означают инновации в системе образования, если говорить о понимании этого термина как такового?
Если рассматривать инновации в общепринятом понимании, то можно сказать одной фразой - это двигатель прогресса: социального, экономического и политического. Мы можем найти это определение в разных сферах. А если рассматривать инновации с научной точки зрения — это то новое, чего не было еще вчера, но появилось уже сегодня, а завтра станет традицией. В инновации присутствует: сам замысел, процесс, деятельность, а в результате - инновационный продукт. Как только он становится достоянием общества, он превращается в традицию. И для того, чтобы экономика и общество развивалась, во главе любой инновации должен стоять человек. А самыми замечательными новаторами, как это ни странно, являются дети. Вот те самые «почемучки», которые задают вопросы и ставят в затруднительное положение взрослых. Именно поэтому инновации очень важны для самого образования. Даже не смотря на то, что классной системе образования уже больше 500 лет. Необходимы изменения в самом содержании образования, в его управлении, методике. Самый обычный пример. Мы все привыкли к школьным учебникам в виде книги. Появился инновационный продукт — планшет, и мы все решили, что это гораздо удобнее. Зачем носить тяжелые учебники, если есть вариант проще. Но при этом важно учитывать и ограничения, потому что во всем новом есть как плюсы, так и минусы. Инновационные процессы могут привести к любому результату, как к положительному, так и к отрицательному. Смотрите как сегодня изменился климат на планете. А это результат инновационной деятельности человека.
Что означают инновации в системе образования и кто их внедряет?
В любом человеке есть способности и задатки. Мы убеждены в том, что не талантливых детей просто нет. Они все обладают тем или иным талантом. Нужно только найти к ним ключик и подход. А для того, чтобы найти этот самый ключик, его надо изобрести. То есть освоить методику. И поэтому в системе образования постоянно происходят реформы, может быть кому-то и надоевшие. Но без них никак не обойтись. В систему образования внедряются другие технологии, методики, другая система управления, контроля знаний, система оценок и так далее. И за счет этого растет качество образования. Вот как раз Институт Развития Образования и занимается этой инновационной деятельностью, ее развитием с точки зрения управления образовательными системами, содержаниями и технологиями для того, чтобы повысить качество образования. Проще говоря, для того, чтобы нашим детям было легче учиться - с одной стороны, с другой стороны — было интереснее, а с третьей — чтобы они получали удовлетворение от этой работы. Как сегодня сделать жизнь в системе образования лучше и комфортнее, чтобы было приятно и руководителю, и педагогу, и самому учащемуся, и, конечно же, родителям, - вот этим мы как раз и занимаемся.
Инновации внедряются и в дошкольном образовании?
Это происходит само собой. Дети нашего старшего поколения умели делать все необходимое в плане обслуживания самих себя, и шнурки завязывать и пуговицы застегивать, но зато они не знали, что такое телефон и как им пользоваться. Нынешняя малышня шнурки завязывать не умеет, поэтому у нас все на липучках и это тоже инновация, но зато они с удовольствием возятся в телефоне, в компьютере, в гаджетах и во всем остальном. Уже в возрасте пяти лет ребенок может помочь бабушке или дедушке разобраться с этим. У нас были одни игры, у них — другие. Общество и прогресс требуют сегодня других детей. И это правильно, что современный ребенок сегодня такой. Он и не должен отставать, наоборот — он должен соответствовать. Потому меняется и отношение к реальной действительности. Если мы раньше говорили, что в школе мы готовим ребенка к будущему, то сейчас этот термин уже уходит из нашей сегодняшней педагогики. Мы говорим так — ребенка мы учим жить сегодня и сейчас, в этом обществе и в этой ситуации. Чтобы он не в «оранжерее» обучался, а потом не знал, как вести себя на улице, в современном обществе. Ребенок с малых лет должен быть социально адаптирован.
Каковые примеры на практике?
Более чем 10 лет в Краснодарском крае работает этап всероссийского конкурса «Я — исследователь». Региональный и всероссийский этапы проводятся в Сочи. Инициатором этого конкурса стал сочинский центр дополнительного образования детей. В конкурсе принимают участие ребята от 4 до 10 лет. Так вот если мы хотим видеть, как зарождаются инновации — надо смотреть этот конкурс, надо видеть этих «почемучек»! И слышать, как на полном серьезе 4-летний ребенок рассказывает, как живет улитка, почему она такая, чем ее можно кормить, а чем нельзя и почему у нее домик должен быть с определенной подстилкой. Когда смотришь на этих ребят, понимаешь, что их увлеченность, стремление понять этот мир требует нашей реакции. И чем скорее мы начнем развивать в них эти направления, раскрывать их творческий подход и потенциал, тем быстрее мы получим ребят, которые будут с интересом учиться и станут новаторами. Ведь уже сейчас есть дети, которые с 5-го класса спокойно могут изучать электрофизику, как это сейчас практикуется в лицее №48. А для этого нужно, что учитель из наукодателя превращался в друга и вместе с ребятами познавал тот материал, который есть. Не просто пересказывал по учебнику, а вместе с детьми изучал предмет, с интересом. Вот именно для этого и внедряется другая система управления образованием. И для тех учителей, которые хотят включаться в практикоориентированную деятельность, существует поддержка.
О какой поддержке идет речь и есть ли она со стороны региональных властей?
В России до этого работала программа развития образования 2011-2015, потом это была программа 2016-2020, которая плавно перешла в программу развития образования. В этой программе огромное количество направлений, по которым школы могут развиваться и предлагать свои варианты решения тех проблем, которые возникают сегодня. Существует поддержка, выделяются субсидии. На уровне края у нас есть целое положение, которое прописано в государственной программе развития образования Краснодарского края. Там заложены определенные суммы — грантовая поддержка. Если говорить о 2018 годе, на уровне министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края есть приказ о развитии инновационно-экспериментальной деятельности в системе образования Краснодарского края. Работает координационный совет по развитию инновационной деятельности в системе образования. Основным исполнителем и координатором данной работы является Институт Развития Образования. У нас есть республиканский конкурс, который называется «Инновационный поиск». В нем участвуют все образовательные организации: дошкольные, школьные, те, кто обеспечивает дополнительное образование, профессиональное обучение, специальные образовательные организации, территориально-методические службы. На уровне муниципалитетов тоже есть разработанные положения, которые представляют некие инновационные направления в системе образования. Победители конкурса получают статус — инновационной площадки по конкретному направлению. А потом разрабатывают программу по трансляции уже наработанного инновационного опыта, проводят открытые мероприятия, уроки, семинары. В настоящее время у нас уже 97 краевых инновационных площадок.
То есть ребенка к будущей деятельности нужно готовить уже в школе?
Кем мы станем в будущей жизни — надо смотреть уже в детском саду. Ведь в каждом из нас есть определенные задатки. Президент определил такое направление как «Билет в будущее», речь идет о ранней профилизации детей. Это как раз понимание того, что готовить ребенка к своей будущей профессиональной деятельности нужно уже с малых лет. Не определять специальность или профессию, а понимать на каком поле он сможет состояться. Сейчас у нас в Новороссийске формируется образовательный технопарк — это целая система образовательных организаций, которые работают на формирование научно-технического творчества у ребят. Или вот сейчас муниципалитеты думают над другими направлениями. Могу привести в пример Кущевский район. У них очень хорошо развита музейная педагогика, в каждой школе есть музей, и они разработали единую муниципальную программу «Я — гражданин России». Защитили эту программу и сегодня это направление практически стало ведущим, появились интересные формы работы, «Кущевская кругосветка», например, о которой наверное все уже слышали. То есть на практике через какие то новые формы организации активной жизнедеятельности ребенка, в нем формируется некий потенциал качества и компетентности. И тогда мы уже можем говорить о том, что жизнь ребенка — не пустая. Для него это не только уроки и дом, а в промежутках - целая интересная жизнь. Потому мы и ищем те самые изюминки, которые позволяют сделать жизнь в школе — настоящей жизнью, а не имитацией. Они ростки в инновационной деятельности, а мы им помогаем раскрываться и расти.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2018/11/01/348047.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!