23/10/2007 14:45
Вернувшиеся по баллистической траектории на Землю космонавты рассказали о своих ощущениях
Вернувшиеся 21 октября с Международной космической станции (МКС) трое участников 15-й экспедиции спустя два дня поделились с журналистами впечатлениями от "жесткого" спуска на Землю . Россияне Федор Юрчихин и Олег Котов, а также первый космонавт Малайзии Шейх Музафар Шукор назвали приземление "жестким, но радостным".
При посадке космического корабля "Союз ТМА-10" произошел отказ системы автоматического управления спуском менее чем через две минуты после входа в атмосферу. Автоматика перевела корабль в режим неуправляемого баллистического спуска. Перегрузка вместо 3-4 единиц (вес космонавта втрое-вчетверо превышает его массу на Земле) достигала 8,5 единицы. Кроме того, посадка произошла в 346 км от расчетной точки посадки.
"Закрутка спускаемого аппарата была резкая, жесткая, было сильное вестибулярное раздражение, хорошо ощущавшееся в левом кресле капсулы, в котором я сидел. Перегрузка нарастала постепенно, но была очень приличная - 8,56 единиц", рассказал о своих ощущениях от спуска Федор Юрчихин на первой после приземления пресс-конференции.
После перегрузки в 7 единиц космонавты перестали докладывать на Землю о самочувствии, чтобы беречь дыхание. "Но потери зрения и сознания не было ни у кого из членов экипажа, и мы понимали, что надо было просто перетерпеть", - отметил российский космонавт, слова которого приводит РИА "Новости" .
Малазийский анкасаван (космонавт) признался, что спуска почти не помнит. "Все прошло очень быстро, перегрузка возрастала постепенно, примерно до 8 единиц - такое впечатление, что как большой слон давил на грудь. И я хочу поблагодарить российскую сторону за тренировки в барокамере и на центрифуге, потому что мы были готовы к неожиданностям", - отметил Шейх Музафар Шукор, добавив, что чувствует себя отлично и готов полететь на станцию уже не в недельную, а шестимесячную космическую командировку.
Котов на вопрос о состоянии здоровья ответил, что сейчас чувствует себя "практически хорошо, ничего неожиданного не было, состояние, адекватное посадке". Его коллега Юрчихин добавил, что "баллистический спуск - это все-таки баллистический спуск, поэтому, наверное, было бы наивно говорить вам, что чувствовали мы себя хорошо. Состояние было удовлетворительное". По словам россиянина, в первый день он чувствовал себя неважно, на второй день были сильные покачивания из стороны в сторону". "Сейчас - прекрасно, руки и ноги хорошо поднимаются, к земному тяготению привык", - описал свое теперешнее самочувствие Юрчихин.
Юрчихин и Котов пробыли в космосе 196 суток. Как пояснили "Коммерсанту" медики, "после такого длительного полета посадка в режиме управляемого спуска, конечно, предпочтительнее, чем баллистический вариант с повышенными перегрузками".
"Мы тщательно будем анализировать возникшую ситуацию на будущее", - заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, давший указания руководителю корпорации "Энергия" (разработчик и изготовитель корабля) Виталию Лопоте разобраться и письменно доложить ему о причинах происшедшего. По предположению источника в "Энергии", причина баллистического спуска, вероятнее всего, в отказе блока управления спуском.
"Баллистический спуск - это один из штатных режимов посадки, - в свою очередь уточнил пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. - Он как раз предусмотрен в случае невозможности провести автоматический спуск. Поэтому никаких особых аварийных комиссий создаваться не будет".
Ранее представитель пресс-службы ЦУПа Валерий Лындин уточнил, что при этом расчетное место приземления может отличаться от первоначально планируемого от нескольких десятков километров до нескольких сотен километров. "Это редкий случай", - сказал отметил эксперт ЦУП. Подобное в истории МКС случалось только один раз в 2003 году, когда произошел "жесткий" спуск "Союза ТМА-1" с экипажем МКС из-за сбоя в блоке системы управления.
Тогда при возвращении на Землю 4 мая по баллистической траектории Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит испытали девятикратные перегрузки, спускаемый аппарат приземлился в 460 км от запланированного района. "Тем не менее, сама посадка была даже мягче, чем обычно", - подчеркнули в РКК "Энергия".
На сегодня корабли "Союз" являются единственным средством аварийного возвращения экипажа МКС на Землю, без них ее эксплуатация невозможна. По словам Воробьева, ситуация с баллистическим спуском "Союза ТМА-10" не скажется на программе полета пристыкованного сейчас к МКС корабля "Союз ТМА-11".
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2007/10/23/26739.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!