29/10/2008 15:17
Русский музей представит графику "короля авангарда" Михаила Шварцмана
Выставка "короля авангарда" Михаила Шварцмана откроется сегодня в Санкт-Петербурге в корпусе Бенуа Русского музея. Как рассказали "Санкт-Петербург.ру" в пресс-службе музея, это уже вторая петербургская выставка Шварцмана. Жители Северной столицы смогут увидеть около 70 графических работ из собрания вдовы художника.
Шварцман
Свои произведения художник называл "иературами", а свою концепцию - "иератизмом", производя этот термин от древнегреческого hieros - "священный". В искусстве древнего мира и средневековья иератизмом называли строго фронтальные изображения человеческой фигуры, с неподвижным взглядом и отрешенным спокойствием лица.
Шварцман назвал свою новую систему "знаковой" - "языком третьего тысячелетия". На выставке экспонируются рисунки, дающие представление о поисках художника и подготовительной работе к живописным произведениям.
Шварцман Михаил Матвеевич - русский художник, один из мастеров русского "неофициального" искусства. Родился в Москве 4 июня 1926 в семье предпринимателя-нэпмана, не раз подвергавшегося репрессиям и умершего в концлагере. После того, как мать выслали в Сибирь, Шварцман был взят в интернат, затем служил в армии (1944-1950).
В 1950-1956 художник учился в Высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском), и по окончании учебы зарабатывал на жизнь как художник книги, плаката, а также мастер промграфики (дизайн фирменных знаков). Однако все эти виды искусства, в особенности промграфика, отнюдь не были для него лишь какой-то побочной "халтурой". Будучи с 1966 главным художником СХКБ Легпром (Специальное художественно-конструкторское бюро легкой промышленности), он даже вызвал к жизни целую "школу Шварцмана", сыгравшую важную роль в деле внедрения принципов графического стайлинга (т.е. знаково-стилистической унификации промышленных изделий).
В тот же "оттепельно-застойный" период, в конце 1950-х - 1960-е годы, сложился и его станковый стиль, не примыкавший ни к одной из типических линий тогдашнего "другого искусства". Художник создавал огромные - охватившие всю его зрелую творческую жизнь - живописные и графические циклы так называемых "иератур" (его собственный термин, произведенный от древнегреческого hieros, "священный"). Герметически-замкнутые по композиции, напоминающие древние тотемы или магические алтари, порой снабженные некими таинственными письменами, эти полотна и листы соединили в себе приемы авангарда - кубизма и сюрреализма - с архаически-культовой семантикой. Ритуал магии тут как бы превратился в ритуал искусства, замкнутый в декоративное зрелище рамками картины.
Работы мастера вошли в наиболее значительные собрания русского авангарда и "неофициального" искусства, в том числе в собрание Г.Д.Костаки и коллекцию Н.Доджа, ныне включенную в состав музея Циммерли (Рутгерский университет, Нью-Джерси, США). Этапной экспозицией, увенчавшей его творческий путь, явилась большая персональная выставка в Третьяковской галерее (1994).
Умер Шварцман в Москве 17 ноября 1997.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2008/10/29/66228.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!