07/12/2007 12:37
Художественные галереи с кроватями: тонким натурам
Именно так сегодня именуют арт-отели - новое направление в дизайне гостиниц, подружившее архитектуру с предметами искусства. Поселившись в таком отеле, вы невольно окажетесь постоянным посетителем музея современной скульптуры и живописи, а значит, почувствуете сладкую причастность к богеме...
Мы уже писали о так называемых дизайнерских отелях (или, как их еще называют, отелях-бутиках). Их создателями двигало одно желание: возвести гостиничный бизнес в ранг искусства, подняться выше просто комфорта и просто роскоши с ее общепринятыми элементами. Они совершенно справедливо предположили, что среди потребителей их услуг окажется немало людей, способных оценить работу лучших архитекторов и дизайнеров - и готовых отдать предпочтение отелям «с изюминкой» (даже за более высокую плату). Создатели арт-отелей - своеобразных музеев или галерей с комплексом гостиничных услуг - пошли еще дальше. К авторским, художественно продуманным интерьерам дизайнерского отеля они добавили возможность для постояльцев знакомиться с произведениями искусства в рамках постоянной или сменной экспозиции.
Картины на завтрак
Родоначальником моды на «художественные галереи с кроватями» многие считают Art'otel Sorat в Берлине, где вот уже почти двадцать лет среди новаторских интерьеров проходит выставка современной скульптуры и живописи для проживающих. По тому же принципу организованы другие берлинские арт-отели - Baselitz, Kunsthotel (где все номера сделаны в виде галерей, посвященных разным художникам - Винсенту Ван Гогу, Эдварду Хопперу и др.). Есть подобный отель в Дрездене (Penck), а также арт-отель одного художника в Кельне (Hotel im Wasserturm), где посетителей знакомят с работами классика минимализма Дональда Джадда (в 60-е годы он прославился благодаря скульптурам из промышленных материалов, расписанным техническими красителями).
В Париже арт-отели погружают своих постояльцев в атмосферу музейных редкостей: например, отель-музей Hotel de Nesle оформлен фресками на исторические и литературные сюжеты, а в его мини-экспозициях представлены кумиры старого Парижа - художники, писатели, поэты. Изысканная аура старинного отеля-дворца Negresco в Ницце снискала ему мировую известность: роскошная мебель и антиквариат соседствуют здесь с предметами современного искусства. Тот же принцип преемственности поколений в искусстве (или принцип музея) использует знаменитый итальянец А. Мендини - создатель арт-отеля Byblos Art Hotel Villa Amista в предместье Вероны. В его стенах мирно сосуществуют почти все художественные стили - от ренессанса и барокко до современного гламура, а в галерее современного искусства отеля собрана одна из лучших экспозиций авторов из разных стран. Другой, не менее прославленный итальянский дизайнер Ф. Новембре устроил необычную галерею в своем детище - арт-отеле UNA Vittoria в центре Флоренции: «висящие» на стенах картины в тяжелых золоченых рамах (копии с полотен из музея Уффици), на самом деле... двери, ведущие в номера.
А вот певец современности Рон Арад сделал из отеля Duomo в Римини настоящий музей в духе contemporary art: бронзовый фасад и вестибюль, футуристические стальные интерьеры и экстремальная авторская мебель от самого дизайнера, оригиналы которой хранятся в лучших музеях Лондона и Нью-Йорка. Но дальше всех пошел шотландский художник Дэвид Уилсон: он не только постоянно живет и творит (на глазах у изумленной публики) в небольшом провинциальном отеле The Lime Tree, но и проводит художественные мастер-классы для постояльцев: уроки рисунка, курсы витражного дела и пленэры. Даже завтраки здесь проходят прямо в галерее среди картин, а живописные горные пейзажи так и пробуждают вдохновение...
Мировая тенденция?
Арт-отели становятся достаточно распространенным явлением не только в Европе, но и во многих уголках мира. В Японии построен отель-музей Benesse Art Site Naoshima, создатель которого, архитектор Тадао Андо, считает, что в тандеме «архитектура + искусство» не хватает важной составляющей - природы: в его проекте природа является частью художественной экспозиции. Арт-отели есть во многих американских городах: в отеле Sagamore в Майами вы можете ознакомиться с творениями современной живописи и фотографии, отель Max в Сиэтле привлекает постояльцев тем, что ежегодно проводит конкурсы рисунков молодых художников, Gramercy Park в Нью-Йорке может похвастаться постоянной выставкой работ знаменитого Э. Уорхола, а в отеле Shoreham прямо в холле на огромных экранах проходят показы лучших фильмов артхауса.
Даже на турецком курорте Белек был открыт отель (Papillon Zeugma), который стали позиционировать как музей античного искусства, благодаря многочисленным мозаичным панно, повторяющим мозаики вилл и терм древнего турецкого города Зеугмы. Одним словом, слияние архитектуры и искусства в сфере гостиничного бизнеса идет, что называется, полным ходом. СМИ распространяют информацию о том, что уже запланировано построить целую гостиничную сеть, которая так и будет называться - Gallery: все входящие в нее отели станут одновременно выставочными площадками для современной фотографии, живописи и скульптуры.
Пока что одно название
В России идея арт-отелей пока только «принята к рассмотрению»: отельеры считают их новым перспективным направлением, целевой группой которого будут люди искусства - музыканты, артисты, режиссеры, художники. Но настоящего арт-отеля со всеми его характерными составляющими (оригинальное архитектурное или дизайнерское решение, создание на базе отеля музея, галереи или художественной мастерской) у нас еще нет. Отели с соответствующими названиями («Арт-отель» в Москве или арт-отели в исторических постройках Санкт-Петербурга) не отвечают главной смысловой идее арт-отеля: их интерьеры слишком унылы и слишком соответствуют общепринятым стандартам.
Близким по духу можно было бы считать бутик-отель «Галерея», который построен недавно под Москвой, неподалеку от музея-усадьбы «Абрамцево». Но и в этом случае сходство чисто условное: ведь само место проживания (с не очень-то романтическим названием «гостинично-ресторанный комплекс») отделено от экспозиций, с помощью которых отель привлекает к себе внимание - музея «Абрамцево» и Троице-Сергиевой лавры. Даже тот факт, что сам комплекс построен в духе русского модерна конца ХIХ века, не дает ему право называться арт-отелем в полном смысле этого слова. Что ж, как говорится, свято место пусто не бывает: сегодня идея строительства первого российского арт-отеля явно висит в воздухе. И, если верить мировой практике, первый владелец «галереи с кроватями» по-русски не должен остаться внакладе...
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2007/12/07/85933.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!