12/08/2010 15:24
«Манящие миры» очаровали краснодарцев
Накануне, 12 августа, в Краснодаре состоялся концерт в рамках VI Всероссийского фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия». 9 августа 1994 года Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила Международное 10-летие коренных народов мира, в рамках этого события и проходит фестиваль. И вот уже 17-й раз мир празднует Всемирный день коренных народов.
Согласно официальной классификации коренными считаются народы, которые проживают на своих исконных территориях и больше нигде на земном шаре не имеют своей исторической родины и государственного образования. В России около 100 коренных народов. Численность 60 из них не превышает 50 тысяч человек, и есть этносы численностью не более 1 тысячи человек. Значительная часть этих этнических групп живет в удаленных и труднодоступных районах Севера, Сибири, Урала и Дальнего Востока.
И на состоявшемся вечером 11 августа в парке «Солнечный остров» концерте была широко представлена культура народов России, проживающих на Чукотке и Камчатке, на Таймыре и Ямале, в Горной Шории и Эвенкии.
Начало концерта, как многие и предполагали, из-за невыносимой жары «передвинулось» ближе к 20.00. Нам-то, краснодарцам, избалованным солнечным теплом почти круглый год, гораздо легче переносить летний зной, нежели северянам. Однако даже 40-градусная жара не помешала народам Севера выступить в своих национальных костюмах, выполненных в основном из натуральной кожи и меха (!!!), а южанам - насладиться необычным и даже диковинным для нас народным искусством. И судя по тому, как зрители аплодировали и кричали «Браво!», а иногда и просто визжали от восторга, «Манящие миры» оставили в их сердцах неизгладимый след. Словом, удивили и просто очаровали. И не рассказать об этом – просто невозможно. Особенно о тех замечательных людях, которые подарили незабываемое наслаждение искусством и фольклором народов Севера. Именно благодаря им зрители, присутствующие на концерте, поняли, что такое аргиш. И не только…
Под бубен вечного аргиша
По словам организаторов фестиваля, аргиш – почти единственное слово, присутствующее в языках всех народов Севера, Сибири и дальнего Востока нашей необъятной России. В буквальном смысле аргиш – караван из нескольких оленей, летом – вьючных, зимой – запряженных в нарты. Но философское значение слова гораздо шире. Это и тщательные сборы в длительное кочевье. И тысячекилометровые переходы по бесконечной заснеженной лесотундре. И перебор оленьих копыт в быстром беге, и звон бубенцов, и крутизна перевалов, и шум тайги. Также это и жизненный путь северного человека.
По сути, аргиш – это в некотором смысле целая философия. Это и становление быта и традиций, и формирование культуры «северных людей». Это и день вчерашний, и день сегодняшний, с обозом из снегоходов и кино в чуме.
Аргиш – это вечный романтичный мир, манящий звуками бубна.
Непознанный «Эльвель»
Лично на меня неизгладимое впечатление произвел всемирно известный ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» (кстати, ему уже 40 лет!), одним из первых выступивший с танцевальной программой. Танцы действительно непривычны для нас, южан: в программу ансамбля, кроме аутентичных мелодий и танцев, органично включаются фрагменты современной жизни коренного населения – сцены охоты, рыбалки, мотивы тесных взаимоотношений людей с окружающей природой, особенно с морем.
Каждый танец обязательно сопровождается голосовыми импровизациями.
Любопытно и то, насколько громадное значение уделяется звучание древних музыкальных инструментов – флейт (коон), жужжалок, бубнов. Такое впечатление, что на участников ансамбля, на их культуру совершенно не повлияло время: в какой-то момент даже повеяло чем-то первобытным, будто это и не XXI век, а примерно IV-VI.
По словам самих артистов, Эльвель – это вулкан, который виден из поселка Ковран, и одна из самых красивых легенд Севера.
Интересно и то, что ительмены – одна из ветвей индейцев племени Тланкиты. Именно поэтому в танцах ительменов отражается их жизнь, наполненная звуками дикой, не тронутой цивилизацией природы.
Такая разная «Чукотка»
Наиболее мощным по эмоциональности и по восторженному отклику публики стало выступление артистов национального фольклорного ансамбля песни и танца народов Севера «Чукотка». Он гораздо моложе «Эльвеля» - был создан в 2000 году, однако, на мой взгляд, ни в чем ему не уступает. И если честно, даже чуть больше впечатлил.
Как и артисты «Эльвеля», участники «Чукотки» исполняли свои танцы в сопровождении живого голоса, но уже под аккомпанемент чукотского бубна (ярара) и варгана (ванна ярара). Посчастливилось также насладиться уникальным видом чукотского горлового пения - «похрипом», который отражает неповторимость древней культуры Чукотки.
Нельзя не сказать и об уникальных национальных костюмах. По словам организаторов фестиваля, весь реквизит создан народными мастерами Чукотки и является свидетельством подлинного прикладного искусства.
Рожденные на Камчатке
Совершенно потрясающими и очень выразительными, зрелищными и энергичными были танцы корякского фольклорного ансамбля «Ангт» («Праздник»). Это был действительно праздник для поклонников культуры северных народов. Даже непосвященному человеку во время танцев отчетливо представлялась картина быта северян, поскольку в большинстве своем в номерах были задействованы характерные движения оленеводов, рыбаков, сборщиков ягод и кореньев, выделывателей шкур и т.п.
Кстати, ансамбль «Ангт» уже давно называют визитной карточкой не только Камчатки, но и всей России.
Как выяснилось, коллектив «Ангта» был создан в 2001 году. И в репертуар, кроме танцев, включены еще и песни, обряды коренных малочисленных народов Камчатки и Корякского округа – коряков, ительменов, эвенов.
Южное «Сияние Севера»
В солнечном Краснодаре выступили также и представители вокально-хореографического ансамбля «Харп» («Сияние Севера») – самого молодого коллектива-участника фестиваля «Манящие миры». Артисты представили в своей программе танцы народов, проживающих на Таймыре – ненцев, долган, эвенов.
Организаторы концерта признались, что «Харп» еще ищет свой творческий путь, экспериментирует, стремится к новым творческим союзам. В любом случае это искреннее желание представлять культуру своего народа, этот постоянный поиск и неуемная энергия вызывают уважение и коллег, и зрителей.
Сказки Чылтыз
Особо отметить хотелось бы и выступление красавицы-сказочницы Чылтыз Таннагашевой, в которой отразилась вся жизнь северного человека и самой тундры, вплоть до криков птиц и животных.
Просто потрясает, что эта молодая женщина из Горной Шории свободно владеет сразу несколькими тюрскими языками, более того, она за последние годы стала лауреатом губернаторской премии в области культуры и искусств, победителем международных конкурсов и фестивалей.
Как исполнительница горлового пения и сказительница Чылтыз известна по всему Саяно-Алтаю, в Бурятии, Башкирии, Турции и в Западной Европе, где успешно продаются ее диски.
Но самое интересное, что недавно о жизни шорской певицы написали книгу. Оказывается, немецкий писатель Михаил Эндмаер специально приезжал в Кузбасс, чтобы ближе познакомиться с Чылтыз. Его роман «Холодные Ключи» пока вышел в свет только на немецком языке – весной 2009 года состоялась презентация книги в Германии, Швейцарии Австрии.
География участников фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия»
Корякский фольклорный ансамбль «Ангт» - поселок Палана, Камчатский край
Ительменский фольклорный ансамбль танца «Сыра’сэв» - Ямало-Ненецкий автономный округ
Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» - поселок Ковран, Камчатский край
Национальный фольклорный ансамбль песни и танца народов Севера «Чукотка» - Анадырь
Хореографический ансамбль «Харп» - поселок Караул, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район
Фольклорный ансамбль «Торама» - город Саранск, Республика Мордовия
Чылтыз Таннагашева – Горная Шория
Владимир Хоменко – Эвенкия
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2010/08/12/194229.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!