18/10/2012 17:34
Рената Литвинова привезла в Краснодар «Последнюю сказку Риты»
Непревзойденная Рената Литвинова привезла в Краснодар свой новый шедевр – киноленту «Последняя сказка Риты». Эта мистическая драма буквально взорвала киноплекс «Семь звезд» - такого ажиотажа на предпремьерных показах я не припомню довольно давно. Актрисе, сценаристу, продюсеру и режиссеру рукоплескали многие краснодарцы – яблоку было негде упасть. А благодаря организаторам – сети кинотеатров «Монитор» – увидеть Ренату, пообщаться с ней и получить автограф не смогли, пожалуй, только ленивые.
Оказавшись на предпремьерном показе «Сказки» в числе журналистов, блогеров и просто приглашенных людей, стало понятно, что все пришли не из праздного любопытства – Ренату Литвинову действительно любят и преклоняются перед ее необыкновенным талантом. Правда, ждать этой встречи пришлось мучительно долго – но это того стоило! И прежде чем в кинозал вошла женственная, изящная Рената Литвинова, со своей вальяжной манерой поведения, которая всегда придает актрисе особый шарм, мы посмотрели саму киноленту – «Последнюю сказку Риты».
Фильм для людей, не очень знакомых с работами Ренаты Литвиновой, покажется весьма необычным. Это история, где реальность тесно переплетается с фантастикой, и не всегда понятно, где эта грань. Кинолента наполнена мелкими деталями, на которые человек несведущий, возможно, не обратит внимания, хотя каждый элемент «Сказки» несет сакральный смысл. Большинство из этих символов связано с культом смерти и самого процесса перехода в мир иной. И неспроста: «Последняя сказка Риты» - это история о том, как потусторонние силы «досматривают» души любящих людей, что они относятся к ним с большим трепетом и даже с уважением. Пример тому – последние 13 дней жизни смертельно больной Маргариты Готье, к которой сама смерть приходит в человеческом обличии – в виде медсестры Тани Неубивайко.
«Люди вовсе не оставлены небесными кураторами, и даже сама смерть уважает души людей, способные любить. Более того существует некий тайный ритуал уважения - сопровождать этих любящих людей в последний путь. Мы утратили веру в ангелов Смерти и ангелов Жизни, но они не утратили веру в нас», - сказала создательница «Сказки».
Стоит отметить, что перед тем как дать жизнь этой кинокартине, Рената Литвинова скрупулезно изучила целый пласт символов смерти в разных культурах - их оказалось бесконечно много: среди них есть змея, песочные часы, вороны, нарциссы, бабочки, женщина в белом на дороге, скелет в капюшоне и даже мужчина в желтом фраке. Видимо, поэтому Таня Неубивайко предстает перед своей «подопечной» Маргаритой Готье в желтом платье, которое отчетливо видно под белым больничным халатом. А бабочка, сидящая на ветке-прутике посреди зимы, – совсем, казалось бы, невероятное «стечение обстоятельств». И таких символичных «невероятностей» очень много по фильму.
«Маргарита Готье – это мое любимое литературное имя. И все на самом деле автобиографично: у меня была когда-то участковая врач Маргарита Готье. И у нее часто спрашивали: «Маргарита, а вы какой нации?» Так что это [персонаж] из детства. А потом литературная героиня Маргарита Готье – это дама с камелиями, это из оперы «Травиата». Это героиня, которая приговорена умереть молодой и пронзить все наши души», - поделилась создательница мистической драмы.
Стоит отметить также, что подавляющее большинство персонажей «Последней сказки Риты» нарочито много курят. Иногда так много, что это уже слегка раздражает. Но и этому есть объяснение – тоже иносказательное.
«В моем фильме многие курят, некоторые – очень много (но общество любителей курения меня не финансировало). Это, конечно, вредная привычка, но очень красивая. Курение – некий символ саморазрушения. Но ведь и жизнь стремится к своему концу, и ничего с этим не сделать», - поведала Рената Литвинова.
Так совпало, что премьера «Сказки» стартовала в момент активного обсуждения антитабачного законопроекта. По словам сценариста, несмотря на это, она верит в то, что «Последняя сказка Риты» обречена на успех, а стремление правительства к введению запретов на то же курение – полный абсурд. По словам Литвиновой, человеческая сущность такова, что чем больше что-то запрещают, тем больше люди эти запреты нарушают. Да и как же быть с шедеврами мировой классики, где есть очень красивые сцены с сигарами?
Свою гражданскую позицию актриса выразила и в самой киноленте – в ней лейтмотивом проходят слова «Портал для прохода закрыт… В этом городе не осталось красивых домов… Власти разрушили красивые дома». И здесь речь идет не только о переходе Тани Неубивайко из мира людей «к себе» и обратно, Литвинова против того, что власти в коммерческих целях сносят старинные здания.
Вообще «Последняя сказка Риты» создана по типу пазла, что ли. Ее нельзя понять сразу – кинокартину нужно смотреть несколько раз, чтобы осознать сложный авторский замысел и всю глубину этого произведения, каждый раз открывая для себя моменты, ранее незамеченные, а по сути, существенные, «сюжетообразующие».
Кстати сказать, и создавался фильм не так просто, а сама идея возникла 15 долгих лет назад. «Сказку» снимали на личные средства продюсеров – Ренаты Литвиновой и Земфиры Рамазановой, на фотоаппарат MARK II. А все интерьеры фильма – квартира, больничная палата, похоронное бюро, кафе и так далее - выстраивались художниками-постановщиками в одном павильоне.
«Получается, что в тебе что-то растет быстро, а что-то – каким-то кристаллом. Вот так он эти 15 лет прорастал, прорастал, прорастал и вырос. Я хотела снять этот сюжет, но он, конечно, был столь дик и ужасающ в пересказе или даже, может быть, на бумаге, и я поняла, что бессмысленно искать на него деньги. И я решилась на такой отчаянный жест – финансировать его сама», – рассказала Рената Литвинова.
Она также призналась, что эти два года работы над «Сказкой» были мучительными – что-то приходилось переснимать, не представилось возможным найти хорошего монтажера, нужно было искать выход из этой ситуации. Да и при озвучании киноленты тоже было немало проблем.
Фильм решили урезать, так в нем пропали некоторые сцены, из-за которых отдельные моменты, пожалуй, и при многократном просмотре «Сказки» окажутся непонятными. Например, по каким причинам у Тани Неубивайко на шее появляется повязка. Так же неясно, бинт прикрывает рану или безобразный шрам.
«Вы знаете, у нас был целый сюжет вырезан. Я сильно остригаю фильм – считаю, что краткость – сестра таланта. Подписываюсь полностью под Чеховым. Вы помните. Как она [Таня Неубивайко] говорит: «Я пыталась быть, как люди. Я не отказывалась от встречи ни с одним мужчиной». Один ее скинул с насыпи. Ведь у нее не было дома, а он ее все призывал, чтобы она пригласила к себе и на одной обочине показала огромный-огромный замок. Это был нарисованный Эрмитаж на полотне, и сказала, что это ее дом. Он не понял ее и скинул с насыпи. Вот там она получила травму, а потом еще она получила травму, сидя в кафе, и там на спор один человек перерезал ей горло. Это, кстати сказать, достаточно реальная история: к одному моему знакомому совершенно случайный человек подошел в ресторане и перерезал ему горло. Потом выяснилось, что этот парень проиграл в карты, и он не мог отдать долг. А эти люди, которым он был должен, сказали: «Ты должен перерезать горло первому попавшемуся человеку». Нормально вообще? Но тот мой знакомый выжил, а мою героиню вообще невозможно убить», – рассказала Рената Литвинова.
Вот такой многогранный и сложный для понимания и восприятия фильм привезла в Краснодар его создательница, сыгравшая в киноленте главную роль. А то, какой сакральный смысл в него вложила Литвинова, сейчас предстоит разгадать киноманам – «Последняя сказка Риты» уже появилась в прокате.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2012/10/18/249146.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!