12/10/2025 15:37
В Сеченовском Университете выявили особенности постковидных депрессий и тревожных расстройств
Одышка, повышение артериального давления, боли в области сердца и желудка, утомляемость, снижение концентрации — с такими жалобами пациенты, переболевшие COVID-19, месяцами ходят по врачам. И нередко лишь спустя полгода выясняется, что причина — не в физической болезни, а в постковидных депрессии и тревоге, которые «маскируются» под соматические симптомы. Исследование Сеченовского Университета показало, что это — довольно типичный сценарий, а вероятность развития психических расстройств после инфекции сохраняется в течение целого года. О том, что повышает шансы столкнуться с этими состояниями и насколько легко они поддаются лечению, рассказала ассистент кафедры психиатрии и наркологии Сеченовского Университета кандидат медицинских наук Дарья Головкина, которая провела исследование постковидных психических нарушений.
Депрессия и тревога не исключают друг друга
Пандемия COVID-19 началась чуть больше пяти лет назад и официально объявлена завершенной 5 мая 2023 года. Сейчас, по данным ВОЗ, коронавирусная инфекция стала сезонным респираторным заболеванием наряду с гриппом. С самого начала пандемии многие исследователи фиксировали увеличение распространенности депрессии и тревожных расстройств. Ученые называли очень разные цифры случаев депрессии и тревоги среди переболевших COVID-19 – в диапазоне от 12% до 46%. «Но конкретные характеристики течения постковидных депрессивных и тревожных расстройств, сроки и факторы риска их развития изучены недостаточно, поэтому мы в Сеченовском Университете провели собственное исследование», – сказала Дарья Головкина.
Депрессия, диагностированная у пациентов, перенесших COVID-19, была выраженной – 50% умеренной и 31% тяжелой степени – в таком состоянии у человека может не быть сил даже умыться или прибраться в комнате, пояснила врач. У 26% участников исследования было выявлено тревожное расстройство – у них были либо панические атаки, либо постоянное беспокойство, которое мешало им жить полной жизнью. При этом у большинства людей симптомы депрессии и тревоги сочетались. «Это миф, что у человека может быть либо одно, либо другое. Очень часто у пациента с депрессией, помимо подавленности, плохого настроения, упадка сил, присутствует фоновая тревога», — пояснила врач.
У трети пациентов, перенесших COVID-19, а потом депрессию или тревожное расстройство, нашли когнитивные нарушения. Но они были легкими, максимум умеренными. Речь идет о снижении концентрации внимания, памяти, «тумане» в голове. «Это характерно не только для постковидных нарушений, но и для депрессии и тревоги в целом. У человека нет сил ни на что, у него замедляется мышление, снижается концентрация. При тревоге, постоянном ощущении опасности, внимание тоже может быть неустойчивым, переключаться из-за любого раздражителя», — сказала психиатр.
Самый высокий риск — в течение года
Часто депрессия и тревога «прячется» за утомляемостью и соматическими, то есть телесными, симптомами. Большинство (61%) пациентов жаловались на одышку, давление в груди, головную боль, тахикардию, повышенную потливость, боль в мышцах и суставах, нарушения работы желудочно-кишечного тракта и утомляемость.
В таких случаях человек начинает ходить к врачам самых разных специальностей — гастроэнтерологам, кардиологам, неврологам. Но если ощущения связаны именно с психическим расстройством, причину не найдут ни на УЗИ, ни на КТ. «Например, наш пациент с необъяснимыми скачками давления дошел чуть ли не до кардиохирурга, надеясь найти патологию, а оказалось, что у него тревожное расстройство, наличие которого он не осознавал — были только телесные ощущения. Мы начали работать с его психическим состоянием, назначили терапию, и симптомы прошли», — рассказала психиатр.
В среднем же пациенты попадали к специалисту только через пять месяцев после появления симптомов.
«При появлении подобных жалоб нужно, конечно, исключить физические причины, но и затягивать с обращением к психотерапевту или психиатру нельзя — со временем тяжесть расстройства может возрасти. А так как пациенты скорее жалуются врачу на утомляемость и соматические проявления, чем на плохое настроение и тревогу, то врачам-терапевтам, кардиологам и другим специалистам стоит внимательно относиться к психическому состоянию человека, перенесшего COVID-19, и использовать скрининговые шкалы и опросники, чтобы решить, направить ли пациента на консультацию к психотерапевту или психиатру», — сказала Дарья Головкина.
Кроме того, в Сеченовском Университете порекомендовали учитывать факторы риска. У большинства пациентов постковидные расстройства развивались в течение двух месяцев после того, как вирус отступал. Но были случаи, когда перенесенная инфекция «аукалась» и через десять месяцев. Исследователи сделали вывод, что высокий риск депрессии и тревожного расстройства сохраняется примерно в течение года.
Кроме того, его повышает целый ряд причин. Самую большую роль играет наследственность. В историях болезни 57% пациентов значатся психические расстройства у родственников. Другой фактор риска — перенесенные черепно-мозговые травмы и наркозы (44% пациентов). Шансы развития постковидных недугов возрастают и в других случаях: если в раннем детстве у пациента наблюдались тики, фобии или энурез, если он злоупотребляет алкоголем, и если течение COVID-19 затянулось и сопровождалось отсутствием обоняния и вкуса. А вот связь депрессии и тревожности с тяжестью течения коронавируса и применением различных лекарств для его лечения ученые не нашли.
Врачи Сеченовского Университета разработали и опубликовали план терапии постковидных расстройств. Он включает препараты разного действия. Лекарства и их дозы подбирают в зависимости от симптомов и индивидуальных особенностей пациента. Исследование показало эффективность предложенных схем лечения: за восемь недель терапии симптомы были полностью купированы у 79% пациентов с депрессией и у 77% — с тревожными расстройствами. К фармакотерапии психиатр добавляет психотерапию, и при неэффективности этих методик - транскраниальную стимуляцию определенных отделов мозга, добавила Дарья Головкина.
Тяжелые обстоятельства ни при чем
Постковидные расстройства в большинстве случаев не связаны с внешними обстоятельствами, сделали вывод ученые. Только у 13% пациентов была выявлена связь между развитием депрессии и такими психотравмирующими событиями, как смерть родственников, увольнение или развод.
«В начале пандемии рост случаев депрессии и других психических расстройств объясняли стрессовым воздействием самой пандемии и коронавирусного заболевания. Но чем дальше развивались события, тем яснее становилось, что это справедливо лишь отчасти — гораздо большую роль играет сама перенесенная инфекция», — отметила Дарья Головкина.
Она рассказала, что, по данным различных исследований, есть несколько механизмов влияния COVID-19 на психическое здоровье, и они могут действовать в комплексе: «Это, например, так называемый цитокиновый шторм — у переболевших коронавирусом резко повышается уровень различных воспалительных цитокинов, а уже доказано, что системное воспаление влияет на развитие депрессии. Кроме того, сам вирус может влиять на клетки головного мозга, проникая через гематоэнцефалический барьер. Могут возникнуть и сосудистые нарушения, и сбои в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, вызывая биохимические состояния, которые способствуют развитию депрессивных синдромов. И наконец, дисбаланс ключевых нейромедиаторов – серотонина, норадреналина, дофамина — тоже вносит свой вклад в развитие психических нарушений, включая тревожные и депрессивные расстройства».
Врач посоветовала быть внимательнее к себе и близким после перенесенного COVID-19: человек может не осознавать проблему, но чем раньше обратиться за помощью, тем лучше будет прогноз.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2025/10/12/384177.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!