28/09/2011 17:41
Северная Осетия хранит вековые легенды и тайны
В рамках состоявшегося пресс-тура в Северную Осетию - Аланию представители СМИ из Краснодара, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Астрахани и Волгограда побывали в ее столице - Владикавказе и в поселках, раскинувшихся на живописнейших горах республики. Однако самым мощным по впечатлениям оказалось посещение Даргавса - всемирно известного как город мертвых.
Данный пресс-тур стал очередной встречей участников Клуба Продвинутых Пользователей (КПП) и четвертым по счету проектом «Семь чудес от МТС» и был приурочен к запуску в коммерческую эксплуатацию сетей «третьего поколения» в горной части Республики Северная Осетия – Алания. Поездка получилась очень насыщенной и по числу посещенных мест, и по количеству впечатлений, которые, как волны в море, нахлестывали одно на другое.
Увы, краснодарцам повезло лишь в том, что дорога к условленному месту встречи во Владикавказе не была столь длинной и утомительной, как для участников КПП из других регионов. Зато мы в некотором смысле были обделены возможностью поближе познакомиться со столицей республики – для прогулки по городу не осталось времени, поскольку делегация журналистов из Краснодара прибыла во Владикавказ последней.
Несмотря на это, мы успели полюбоваться из окон автомобилей известным еще по летописям, былинным сказаниям, да и, собственно говоря, школьным учебникам истории Древней Руси могучим Тереком, бурные воды которого стремительно мчатся вдаль. Любопытно, что каждый мост через реку во Владикавказе имеет свое отличие, хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле, с красивым металлическим плетением по обе стороны. Разница лишь в том, какой зверь (по четыре на каждом мосту) восседает на нем.
Что же касается архитектуры построек, я ожидала большего – чего-то особенного, непохожего. А получилось, что в отдельных районах Владикавказа угадывался «старый» Краснодар – строения очень похожи на те, что у нас на улице Седина или Октябрьской. Где-то угадывалась Сормовская, не доезжая до Комсомольского мкр. Зато колоритно выглядит частный сектор – там нет привычных для кубанцев заборов, осетины выкладывают их из камня. Да и народ в столице республики весьма современный – мы не увидели женщин, закутанных в платки, как это бывает в горных селениях. И несмотря на то, что жители Осетии в большинстве своем – люди православные, в одеждах женщин иногда угадывалось что-то ну прямо восточное. И это, конечно же, радовало взор не только мужчин.
Вот что по-настоящему удивило – так это коровы, которые практически в центре города, словно обычные пешеходы, дождавшись нужного сигнала светофора, не нарушая ПДД, перешли дорогу!
Необычным было и то, что, покинув столицу республики и с головой окунувшись в природу, восхищавшую нас своей красотой, на горной дороге нам дважды встречались путники, совершающие крестный ход. Сила веры в них велика и непоколебима настолько, что их не останавливала даже глубокая ночь. И все эти путники следовали в Аланский Свято-Успенский мужской монастырь – православный монастырь, расположенный в Куртатинском ущелье, неподалеку от поселка Верхний Фиагдон. Говорят, это самая высокогорная православная обитель на территории России и что практически каждый, кто в нее приходит, находит то, зачем шел: кто-то - долгожданное исцеление, а кто-то - душевный покой, иные же остаются в нем для службы Всевышнему навсегда.
Кстати, в ходе экскурсии нам рассказали, что Аланский Свято-Успенский мужской монастырь был построен всего за два года, причем возводили его сами монахи. А самый почитаемый в Северной Осетии святой – это Георгий. По словам нашего экскурсовода, аланы во все времена были воинственным народом, поэтому и поклонялись Уастырджи (святому Георгию). Кроме того, он покровитель всех мужчин и путешественников. Без молитвы святому Георгию ни один осетин не отправляется даже в самый недолгий путь. Даже свадебные обряды не обходятся без посещения святых мест, посвященных Уастырджи, с которым в Осетии связано много легенд. Поэтому, попав в Аланию, туристы могут неоднократно увидеть скульптуры с образом святого Георгия, самая оригинальная из которых – прямо в скале. И мы тоже не смогли устоять – на обратном по пути все же решили заехать и своими глазами его увидеть.
В день экскурсии мы исколесили немало дорог, поднимались на высоту около 2000 метров над уровнем моря. И каждый виток полотна из асфальта открывал нашему взору нечто прекрасное, что одним словом можно назвать «свобода». Огромные горы, безграничные еще зеленые луга, иногда уходящие прямо в небо или укутанные в белые пушистые облака, пасущиеся лошади в местах, где, казалось бы, не ступала нога человека, и потрясающе чистый и свежий воздух! Здесь даже время идет по-другому, здесь оно несущественно.
Особо остро это осознаешь в Даргавсе. Сам поселок небольшой, да и население не назовешь многочисленным – всего около 150 жителей. Однако это местечко всемирно известно… Из-за города мертвых. Вот здесь забываешь и вовсе о времени. Здесь все вечное.
По одной из версий, эти усыпальницы стали появляться еще во времена татаро-монгольского нашествия, а это, как вы помните, 13-й век. Вообще много гипотиз о появлении города мертвых, но ни одна из них до сих пор не получила научного доказательства, хотя некоторые с точки зрения исследователей весьма достоверны.
Всего в Даргавсе, где мы побывали, 95 усыпальниц, и среди них выделяют три вида: наземные, полуподземные и подземные. В отдельных из них захоронено до 100 тел. По словам местных жителей, одна усыпальница – это одна фамилия. И с захоронениями были связаны особые ритуалы: некоторых отправляли в семейный склеп на высеченном из дерева предмете, напоминающем ладью, и клали монеты, якобы для благополучного попадания души умершего в рай. При захоронении также бросали монеты в склеп, ведь согласно поверью это было своего рода приметой – куда попадет душа усопшего: если слышен звон монеты, значит, в рай, если все глухо, значит, ее ждет другая участь.
По словам пожилого жителя села Даргавс, сюда много веков назад приходили умирать аланы целыми семьями, когда их настигла чума. Желая сохранить и без того малочисленный род аланов, инфицированные дожидались своей смерти на отведенной им территории. Наш рассказчик также поведал, что до реставрации на одной из усыпальниц была надпись: «Любите нас! Ведь когда-то мы были такими, как вы; но когда-то вы станете такими, как мы».
Местный житель сказал, что, по преданию, в этих землях жили молодые аланы, которые пленили прекрасную девушку, равной по красоте ну просто невозможно было сыскать! Каждый хотел жениться на ней, каждый готов был убить того, кто встанет на его пути. И мужчины отправились к старейшинам, чтобы они собрали совет и приняли мудрое решение, кому достанется девушка. Даже у старцев, несмотря на их преклонный возраст, при виде такой неземной красоты взыграла в жилах молодая кровь. Долго думали старцы, ведь нелегкую им задачку задали: отдать красавицу кому-то из них, так они перережут друг друга из-за нее; отдать девушку кому-то из старцев – их тоже не пощадят. И вот спустя несколько дней собрались молодые аланы на совете старейшин, с нетерпением ожидая ответа. Один из мудрецов им сказал: «Я бы оставил ее себе, но не могу. И вам ее отдать не могу. Чтобы вы не убили друг друга из-за нее, пускай же умрет она». И едва он это сказал, откуда-то вдруг возник мужчина, который вскрикнул: «Отдайте ее мне, но не убивайте! И никто из вас не погибнет». Но «приговор» уже был приведен в исполнение, и жизненные силы покинули прекрасную девушку. Разозлившись, незнакомец обрушил слова проклятья. Если верить сказанию, на следующий день после этого род аланов подвергся страшной болезни – будто неведомая эпидемия обрушилась на людей. У них от кожи стали отставать кости, и аланы в жутких муках стали массово умирать. Многие пытались бежать из селения, чтобы спастись от этой напасти, но тщетно. И поэтому, чтобы спасти хоть кого-то, больные стали семьями уходить в город мертвых.
Вообще очень много тайн и легенд связано с городом мертвых в Даргавсе, причем довольно мрачных (например, что живым там нечего делать с наступлением темноты, и это не только проявление неуважения к душам мертвых, от этого могут пострадать души живущих). Вероятно, поэтому он долгое время находился под землей. Даргавские усыпальницы раскопали ученые-археологи в середине прошлого века, и то, что они увидели там, было для них потрясением – все тела были как живые (это стало возможным из-за многих факторов, благоприятно повлиявших на процесс естественной мумификации).
Легенды легендой, а мы и сами многое на себе ощутили. И если тот факт, что, оказавшись на территории города мертвых, становится тяжелее дышать, еще может показаться предрассудком и следствием того, что впечатления от увиденных черепов, человеческих костей и еще нерассыпавшихся под властью времени мумий сыграли свою весомую роль, есть более внушительный аргумент. Например, у многих из журналистов отказались работать фотоаппараты. И как-то дружно у техники «села батарейка». Так может, там и не надо снимать?
В таких вот раздумьях, собственно, мы и поехали в замок, построенный в духе тех, что существовали в XVII веке. И это была наша конечная точка в экскурсионной программе. Пришло время прощаться, а все обменивались впечатлениями от увиденного, особенно от того, что даже в городе мертвых сети 3G прекрасно работают и можно даже в таком довольно глухом и далеком от городской суеты селении оставаться на связи. А еще почти все участники КПП и вовсе не хотели уезжать в свои родные города – так много еще осталось неувиденного!
Я тоже очень жалею, что так быстро пришлось уезжать в Краснодар. Программа пресс-тура была настолько плотной, что мы не успели снова вернуться во Владикавказ и купить сувениры. Зато я привезла с собой фотографии, воспоминания о теплом приеме, впечатления о неповторимых горных пейзажах, чистейшем воздухе и огромное желание совершить новое путешествие в гостеприимную Северную Осетию – Аланию. Но уже не торопясь.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2011/09/28/212838.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!