19/01/2009 15:55
Виктор Топоров: Журнальный залп (Культура)
13 января в двух столицах произошли два литературных события не самого крупного ранга. В Москве в скромной праздничной обстановке вручил свои ежегодные премии журнал «Знамя». Тогда как в Питере старый Новый год отметили в не тесном, но дружеском кругу писатели старшего пенсионного возраста.
Банкет прошел в Лавке писателя и был, по-видимому, прокредитован кем-то из маститых (предположительно, девяностолетним свежеиспеченным кавалером ордена Андрея Первозванного).
Престарелым мэтрам обоего пола (слово «мэтресса» означает всё же нечто иное) предложили прибыть к заранее накрытому столу яств, который поневоле ассоциируется сами знаете с чем, заготовив по сто пятьдесят рублей на рыло, чтобы в дальнейшем ни в чем себе не отказывать.
В Москве же, напротив, угощали бесплатно. И выдавали в качестве доппайка каждому из гостей только что вышедший - январский - номер «Знамени». А особо заслуженным вручали, помимо премий, только что учрежденный орден журнала (первыми лауреатами стали Владимир Маканин и тоже девяностолетний Леонид Зорин).
Однако ордена нас не интересуют - при всей их весомости или, наоборот, невесомости.
Банкеты - тем более: все литературные банкеты несчастливы одинаково. Или, как авторитетно заметил Сергей Довлатов, чем ни закусывай, а блюешь ты всегда салатом оливье.
Другое дело - журналы. И питерские, и московские, и даже саратовский. О их-то новогоднем залпе (ну не о праздничном же салюте?) и пойдет речь.
В Питере с журналами совсем швах. Главный редактор одного из них некоторое время назад впал в кому. Не в творческую кому (такого не уследишь), а в клиническую.
Однако, как утверждает его заместительница (а ныне главный редактор всё того же журнала), ухитрился, не приходя в сознание, передать ей в доверительное управление свой пакет акций.
Ведь все наши «толстые» журналы не только «национальное достояние» (как они себя аттестуют), но и акционерные общества закрытого типа.
Одержав благодаря этому безоговорочную победу над половиной редакции, радиожурналистка и поэтесса Наталья Мелях тут же изгнала из «Невы» смутьянов и заговорщиков и начала печатать черт-те что уже по собственному выбору и усмотрению.
Журнал от этого хуже не стал, потому что хуже было уже просто некуда. Но и лучше он не стал тоже.
В январской книжке одинаково беспросветно всё, тогда как в декабрьской я бы особо выделил статью нового главного редактора «Шекспир, Толстой и смерть информации», помещенную - изумительный по степени непроизвольного комизма штрих - в качестве единственного материала постоянной рубрики «Заметки постороннего».
Не лучше дела и в «Звезде». Здесь начиная с январского номера пошли по пути выборочного представления печатной версии в Сети (вместо полного, как дело обстояло прежде).
Я, разумеется, понимаю, что стихи Александра Кушнера и публицистику Александра Мелихова лучше по-хорошему убрать с глаз долой у сетевого, то есть фактически единственного, читателя, однако не совсем ясно, почему ту же бесславную участь не разделили эссеистика Якова Гордина (о Бродском и Дюрере!) и литературная критика Елены Невзглядовой. Да и роман Николая Крыщука. Да и всё остальное тоже...
А с другой стороны, загадка, почему не взяли в сетевую версию С. Гедройца...
Так или иначе, приметы запоздалого (и оттого вдвойне печального) отрезвления налицо.
Озадачивает саратовская «Волга», восстановившая былое название, но не былую репутацию. Та самая «Волга», которая у искушенного читателя ассоциируется прежде всего с именем Сергея Боровикова.
Успешно отразив попытку рейдерского захвата журнала агрессивно-невежественными аборигенами, саратовские интеллектуалы и сами впали в провинциализм самого дурного толка: журнал лег под эмигрантов! Под американское и немецкое захолустье!
Ну ладно бы только Владимир Гандельсман и Борис Хазанов (какие-никакие, но имена!), но в том же обозреваемом № 4 (за 2008 год) печатается с целым романом (причем на страницах «Волги» уже не с первым) и откровенный новоамериканский графоман Вадим Ярмолинец!
Понятно, почему так происходит: столичных авторов саратовскими гонорарами не заманишь, а эмигрант готов печататься и даром. Непонятно зачем.
Тем более что в том же номере есть и пример успешной опоры на собственные силы - цикл рассказов талантливого самарского писателя Леонида Немцева (из творческого круга рано ушедшего и, увы, так толком и не прочитанного Андрея Темникова).
Для того чтобы, как тот же Немцев, как тот же далеко не полностью опубликованный Темников, писать изощренную прозу, совершенно не обязательно обзаводиться видом на жительство в «царстве желтого дьявола».
Который, кстати, давным-давно и достаточно прочно (и никакой дефолт ему не страшен!) обосновался уже и у нас.
В «Волге» опубликована сильная поэтическая подборка москвички Надежды Мальцевой, а в первой книжке «Знамени» - стихи творчески близкой ей, но куда более известной Инны Лиснянской и знаменитых Тимура Кибирова и Сергея Гандлевского, а также повесть «поэта-2006» Олеси Николаевой. Любопытно, что оба стихотворения Гандлевского представляют собой вариации на тему двух лирических шедевров Готфрида Бенна.
Однако «гвоздь» январской книжки «Знамени» - блок материалов «Бенефис Леонида Зорина».
Что опять-таки несколько комично, потому что бенефис Леонида Зорина проходит в «Знамени» буквально через номер. Нынешнюю его повесть «Маленькая Юдифь» я читать не стал, ограничившись «Гласом народа», опубликованным в журнале всего два месяца назад (№ 11, 2008).
Не скажу, что «Глас народа» так уж плох, но паузу после него необходимо взять подольше.
«Дружба народов» и «Октябрь» пока представлены в Сети только декабрьскими книжками. Читать - и там, и тут - на круг нечего.
Не будет сильным преувеличением (или, наоборот, приуменьшением?) сказать то же самое и о годовых комплектах обоих журналов.
Тем более что напечатанный в «ДН» (в июльской книжке) роман Леонида Юзефовича «Журавли и карлики» уже успел выйти отдельным изданием.
Свежий выпуск «НЛО» (№ 93) посвящен двум темам - расизму и поэзии.
Контаминированный (однако фактический) заголовок: «Кант-семит и Кант-ариец у Белого».
Как говорят в ЖЖ, а нет ли в этом антисемитизма?
«Вопросы литературы» (№ 6, 2008) зажигают (как и весь год, как и долгие годы подряд) в стиле неуловимого Джо.
Зажигают советскими спичками, а те ломаются пополам, бессильно шипят и, бывает, выстреливают в глаз самому стрелку серой - вот только никак не воспламеняются.
Лучше других выглядит в последнее время «Новый мир». Не подкачала и январская книжка: крепкий блок стихов и рассказов плюс киноповесть Алексея Слаповского, о которой напишет (я ему уже заказал!) Андрей Немзер.
Из новеллистов выделю Аркадия Бабченко (цикл «Маленькая победоносная война» - про Чечню с позиций федерала в минималистской стилистике Леонида Добычина) и - сенсация! - прервавшего многолетнее молчание Дмитрия Бакина.
Правда, прервал он его или всего-навсего вынул старый рассказ из загашника, сказать трудно. Ни качественно, ни стилистически рассказ «Нельзя остаться» неотделим и неотличим от прежних вещей.
Симпатичная поэтическая подборка у киевлянина Александра Кабанова, само название которой - «Комиссар катанья» - отлично передает общую игровую стилистику.
Скучновата, правда (в отсутствие Аллы Николаевны Латыниной, которую я надысь сам не понимаю почему обозвал Аллой Всеволодовной), литературная критика, и формально, и содержательно сильно смахивающая на пресловутую театральную шумелку: «О чем говорить, когда не о чем говорить».
Вот Ирина Роднянская, например, говорит в зачине рецензии: «Трудно свыкнуться с мыслью, что Андрей Битов написал философский роман».
Вообще-то Битов только вещи философского звучания и писал. Но уж лет тридцать как не пишет. И вообще ничего не пишет. Только перетасовывает и перелицовывает давным-давно написанное.
А рецензируемый Роднянской «Преподаватель симметрии. Роман-эхо» - и не роман, и не философия, а неназойливо-весомая во всей своей мнимости заявка на литературную премию «Большая книга».
Потому что, как рассуждает, должно быть, Битов, «теперь моя очередь».
Но доживет ли «Большая книга» до ноября 2008-го?
Но доживут ли до той же поры «толстые» журналы?
А если да, то какие именно?
В стране (и в литературном сообществе) вот-вот прозвучит роковое слово.
Каркнет Ворон: «Всем секвестр!»
Но в январском журнальном залпе вы этой тревожной ноты не расслышите.
Что, впрочем, извинительно: журнальный цикл - три месяца, а в октябре многие еще надеялись, что пронесет.
Вот и проносит - как престарелых писателей после обоих упомянутых в начале колонки банкетов, платного и бесплатного.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/01/19/78677.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!