20/01/2009 15:49
Сергей Маркедонов: гонка вооружений продолжается?
Каждый новый год друзья - посредники из Минской группы ОБСЕ делают прогнозы, что именно 2007 (2008, 2009 и далее по списку) год принесет на землю Нагорного Карабаха долгожданный мир. По словам американского сопредседателя Мэтью Брайзы, уже «в первом полугодии нам удастся добиться каких-то договоренностей». Трудно сказать, на каких основаниях (кроме безоглядной веры в миролюбивую риторику) выстраивают свои прогнозы профессиональные миротворцы. Приведем некоторые цифры. Только за последние пять лет военные расходы Азербайджана возросли более чем в 10 раз, военный бюджет-2008 вообще превысил 2 млрд долларов. Именно в 2008 году в зоне нагорнокарабахского конфликта было зафиксировано самое крупное столкновение сторон с момента заключения соглашения о прекращении огня в мае 1994 года. А потому мир, выстроенный друзьями-посредниками, и реальность расходятся друг с другом. Иногда разительно.
В первой половине января в азербайджанских СМИ появилась информация о том, что Россия передала Армении безвозмездно оружия и боеприпасов на сумму 800 млн долларов. После публикации этой информации последовали резкие заявления МИД Азербайджана, вызов для разъяснений российского посла в Баку Василия Истратова. Москва была вынуждена оправдываться. Временно исполняющий обязанности начальника управления пресс-службы и информации Минобороны полковник Александр Дробышевский заявил: «Мы расцениваем появление подобных сообщений как информационную провокацию». Тему продолжил глава российского МИДа Сергей Лавров, который на своей пресс-конференции 16 января 2009 года сказал, что оборонные контакты России и Армении не являются секретом, но они проходят в рамках ОДКБ, за пределами которых никаких особо ценных «тайных передач» оружия не было.
В то же время стоит отметить, что, борясь с «рукой Кремля», сам Азербайджан держит порох сухим. И этого совсем не скрывает. В парламентской газете «Азербайджан» также в начале января 2009 года была опубликована информация о том, что страна готовится к серийному выпуску современной бронетехники типа «Матадор». Договор об этом уже подписан с ЮАР (страна, далекая от зоны конфликта, не имеет в нем никаких интересов, кроме целей бизнеса). С марта же нынешнего года НПО «Иглим» ВПК Азербайджана совместно с турецкой компанией Roketsan начнет производить системы залпового огня калибром 107 мм и 122 мм. Интерес турецкой компании также прозрачен. В ближайшие годы Баку намерен наладить интенсивную кооперацию с Пакистаном по поводу производства авиабомб (но это пока еще тема переговоров). А потому даже если представить, что нет дыма без огня и Армения получила-таки какую-то технику (не факт, что новую и хорошего качества), то и Азербайджан нельзя признать образцовым примером миролюбия.
26 июня 2008 года в Баку состоялся военный парад, посвященный 90-летию Вооруженных сил Азербайджана (за точку отсчета берется история армии первой Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшей всего два года - 1918-1920). Остроты ситуации добавляет то, что последний военный парад в Азербайджане прошел во времена недолгого президентства Абульфаза Эльчибея в 1992 году. Именно в этот период военные столкновения на карабахских фронтах достигли своего пика. 16 лет спустя, когда конфликт находится в замороженном состоянии, в параде в Баку приняли участие подразделения общей численностью в 4510 человек. После военного парада в Москве в честь Дня Победы это первый парад в СНГ со столь обширным использованием боевой техники. По данным азербайджанского министерства обороны, в параде было задействовано 210 единиц наземной техники, 19 вертолетов, 25 самолетов.
За подобные демонстрации «военной мощи» Баку уже получал «желтые карточки» со стороны еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер и специального представителя НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Роберта Симмонса (последний даже отмечал нарушение ДОВСЕ). По справедливому замечанию Сергея Минасяна, «вообще можно отметить, что, в отличие от инициирующего региональную гонку вооружений Азербайджана, для Армении процесс военного строительства может быть охарактеризован скорее как поступательный этап усовершенствования боевой подготовки и частичного технического перевооружения, а также инженерного укрепления оборонительных позиций вдоль линии соприкосновения с азербайджанскими войсками». Эти результаты Ереван впервые публично продемонстрировал 21 сентября 2006 года, когда впервые за предыдущие семь лет прошел военный парад в честь 15-летнего юбилея независимости. Вообще по парадам у армянских сторон (то есть собственно Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) достигнуто первенство. Демонстрация военной мощи ими была проведена 9 мая 2007 года. Тогда парад прошел и в Степанакерте. Помимо Дня Победы в Великой Отечественной войне (праздника, почитаемого в Армении и в НКР), он был приурочен и к 15-летию взятия Шуши (опорного пункта Азербайджана в Карабахе до 9 мая 1992 года).
Таким образом, рассчитывать на легкость побед в войне с Арменией и НКР было бы по крайней мере наивно. Другой вопрос, что гипотетически любой результат после завершения военной кампании (кроме, естественно, полного разгрома и капитуляции) можно назвать победой. Например, если Баку удастся частично вернуть контроль над оккупированными районами (семью районами за административными границами Нагорно-Карабахской АО советских времен, занятыми полностью или частично армянскими силами). Этот вариант можно будет признать программой-минимум и рассматривать как победу. Мол, ведь раньше не было и этого. Однако такого рода «программы» не принесут ни мира, ни стабильности в регион. Не говоря уже о том, что Баку утратит весь тот позитив, который наработан в отношениях с США и ЕС. А включиться же в «ось зла» азербайджанские лидеры не готовы. С Ираном у Азербайджана проблем никак не меньше, чем в отношениях со Штатами и государствами Европы. В случае военного решения карабахской проблемы Баку потеряет также имеющийся у него сегодня статус пострадавшей стороны. Таким образом, военная победа в ходе блицкрига не очевидна, а политические потери от него, напротив, видны даже в первом приближении.
Однако гонка вооружений между Баку и Ереваном может, как это ни парадоксально прозвучит, сыграть свою стабилизирующую роль. Зная, что у противника есть оружие (и мощное, и не только военное, но и информационно-политическое), противостоящая сторона может не рискнуть ударить первой. Такого рода стабильность мы уже наблюдали в период пресловутой холодной войны. И даже после нее. Да, СССР и США и Индия с Пакистаном - это не нынешние Армения и Азербайджан. Масштабы, конечно, поменьше, но алгоритмы могут быть схожие. Особенно если сравнивать с Индией и Пакистаном. Вместо глобальной гонки - региональная. В отличие от полуострова Индостан, на карабахском театре пока идет соревнование обычных вооружений. Но это соревнование удерживает стороны от первого удара или «последнего довода королей». Как долго продлится эта стабильность? Вопрос, который пока не имеет четкого ответа. В отличие от ядерной гонки, опасность применения танков и пушек не несет противоборствующим сторонам угрозы тотального уничтожения.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/01/20/78939.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!