29/01/2009 15:04
Петр Куслий: Переоценка Кубы (Политика)
Во всем мире новый кубинский лидер Рауль Кастро воспринимается как человек, который принесет перемены на Остров свободы. Ожидается, что его визит в Российскую Федерацию откроет новую страницу в российско-кубинских отношениях, а предстоящий в апреле саммит Америк, на котором ожидается присутствие Барака Обамы, даст Кубе шанс существенно улучшить отношения с Соединенными Штатами. При этом многие американские аналитики полагают, что курс Рауля Кастро не приведет к либерализации экономики острова. Однако, по их мнению, это не должно стать непреодолимым препятствием для более тесной интеграции Кубы в мировое экономическое и политическое пространство.
Аналитическое издание Monthly Review публикует статью «Почему Куба до сих пор значима», в которой ее автор Диана Рэби, старший научный сотрудник Института латиноамериканских исследований при Ливерпульском университете, исследует причины, по которым социалистический режим на Кубе не только не пал в годы после крушения Берлинской стены, но и смог выдержать тяжелые 90-е, когда исчезла поддержка России, а экономическое эмбарго США стало еще более суровым.
По мнению автора, всё дело в том, что кубинская революция 1959 года уходит корнями не столько в тезисы марксизма-ленинизма, сколько в латиноамериканскую традицию освободительных движений, выражающуюся в особых представлениях об эгалитаризме и социальной справедливости. Анализируя ранние выступления Фиделя Кастро, автор показывает, что лидеры кубинской революции изначально даже не ссылались на высказывания европейских вождей мирового пролетариата и близость их собственных идей идеям социализма была для них самих открытием. Таким образом, идеи революции не были навязаны кубинцам идеологией, а представляли их обыденное сознание, их понятие о здравом смысле.
Сближение Кубы с Советским Союзом было во многом продиктовано реалиями холодной войны. Свою самостоятельность во взглядах на социализм Куба наиболее выраженным образом проявила, отказавшись в свое время следовать идеям перестройки и гласности. По мнению Фиделя, этот путь должен был привести к расслоению общества на богатых и бедных, что представлялось совершенно недопустимым.
Кубинская революция - как раньше, так и сегодня - является особым примером работающей социалистической демократии, где свободные выборы народных представителей осуществляются даже на самом локальном уровне и по многим параметрам не уступают выборам в странах Западной Европы. Государственные программы по здравоохранению, всеобщему образованию, а также общее стремление власти отвечать потребностям большинства граждан, даже после ряда болезненных для общества неудачных проектов, позволили кубинцам сохранить чувство того, что революция до сих пор принадлежит им и не превратилась в оторванные от жизни лозунги бюрократической элиты.
Приход Рауля Кастро ознаменовался не только появлением целого ряда свобод в жизни кубинского общества (таких, например, как распространение сотовых телефонов и появление широкого доступа к сети Интернет), но также и официальным признанием и откровенным обсуждением тех проблем, которые наиболее остро стоят сегодня перед Кубой, в том числе проблем регулируемого государством сельского хозяйства и той несправедливости, которую порождает хождение двух валют на территории страны. Эти шаги вдохнули в кубинцев новую веру в то, что идеалы их революции живы.
Поэтому сегодня Кубу не следует рассматривать как страну, находящуюся в шаге от того, чтобы вернуться к капитализму. Скорее наоборот: социалистической Кубе в силу ее уникальности есть что предложить миру в XXI веке. И к этому, по мнению автора, в первую очередь относится пример Кубы как страны, где на государственном уровне поддерживается экологически чистое сельскохозяйственное производство, а также не используется централизованная энергетическая система. В свете распространенной сегодня озабоченности проблемами экологии у Кубы есть чему поучиться.
Вторым важным фактором, делающим Кубу значимой в современном мире, является та реальная, а также и символическая роль, которую она сыграла в укреплении Боливарианской революции в Венесуэле. Венесуэла, а вслед за ней и Боливия стали центром современной латиноамериканской антикапиталистической альтернативы общественного устройства. Однако вряд ли, заключает автор, эти идеи получили бы столь широкое распространение, не будь примера Кубы.
Издание World Policy в статье «Сближение с Кубой: дорожная карта», автором которой является Уильям Леогранде, декан Школы общественных связей при Американском университете в Вашингтоне, приводит три дополнительные причины, почему улучшение отношений между США и Кубой может быть выгодно не только этим двум странам. Этими причинами являются борьба с наркотрафиком и международным терроризмом, а также снятие лишних поводов для напряженности в отношениях между Америкой и Евросоюзом.
Сегодня между Кубой и США нет кооперации по противодействию наркотрафику, и сотрудничество в этой сфере позволило бы перекрыть целый ряд каналов по доставке наркотиков из стран Латинской Америки в США и Канаду. Куба, как активный член международной организации «Движение неприсоединения», имеет особые контакты с целым рядом стран Африки и Ближнего Востока, способных оказать ощутимое содействие в борьбе с международным терроризмом. Наконец, снятие с Кубы экономического эмбарго позволит Америке найти общий язык с европейскими странами по целому ряду вопросов политики и восстановить пошатнувшийся статус США в сфере международной дипломатии.
Эмбарго, заключает автор статьи, является пережитком прошлого. И работа по его снятию должна стать одним из основных приоритетов в политике нового президента Америки.
Интернет-сайт Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) в публикации «Изменения в отношении Кубы» указывает на то, что при всей кажущейся необходимости изменить кубинско-американские отношения, сделать это радикальным образом будет не так просто. Закон Хелмса - Бертона не позволяет Америке восстанавливать отношения с Кубой до тех пор, пока та не станет демократической в американском смысле этого слова. Президент при всем своем желании (которого Барак Обама, кстати, явно не демонстрировал) не сможет снять эмбарго без одобрения конгресса. А конгресс США в обозримой перспективе вряд ли пойдет на подобные шаги.
Это, по мнению издания, однако, не означает, что Барак Обама не сможет улучшить отношения с Кубой без официального снятия блокады. В сфере дипломатического и экономического сотрудничества существует целый ряд направлений, по которым для начала контактов достаточно лишь инициативы лидеров. Более того, процесс сближения уже идет на протяжении нескольких лет. Даже несмотря на эмбарго, США сегодня являются пятым по значимости торговым партнером Кубы. Только в 2006 году экспорт американских товаров на Кубу оценивался в 336 млн долларов. И это явный прогресс по сравнению с 2001 годом, когда экспорт был практически нулевым.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/01/29/81109.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!