10/02/2009 16:54
Владимир Воронов: В последний бой на бракованном истребителе?
Министерство обороны России решило потратить 25 млрд рублей на покупку 24 истребителей МиГ-29. Не новых, а тех, от которых еще в 2007 году отказался Алжир. Согласно сорванному контракту, «Рособоронэкспорт» должен был поставить в эту страну 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБ. Однако, получив первые 15 истребителей МиГ-29СМТ, алжирские военные их забраковали, выяснив: товар им поставлен не первой свежести, с некачественными и бывшими в употреблении узлами и блоками, а то и вовсе с контрафактными деталями.
Скандальная история выплыла на поверхность еще в начале 2008 года, но тогда отечественные торговцы оружием всё отрицали, утверждая, что это происки французских конкурентов и продавшихся им алжирских политиканов. Попутно алжирских военных обвинили еще и в том, что они чуть ли не сами исчерпали ресурс самолетов, гоняя во время приемки их в хвост и гриву: налетали, мол, за считаные месяцы больше, чем пилоты российских ВВС за годы! Видимо, поставщики всерьез полагали, что алжирцы, подобно нашим авиаторам, летать будут исключительно на парадах и авиашоу.
Развитие авиации ВВС в среднесрочной перспективе пойдет по эволюционному пути развития, сочетающему модернизацию авиационной техники, имеющей значительный остаточный летный ресурс, и закупку перспективной авиационной техники поколений 4+, 4++ и пятого поколения», - сказал главком ВВС Зелин. По его словам, основной вклад в решение задачи глобального сдерживания вносит дальняя (стратегическая) авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы - самолеты Ту-95МС, Ту-160, Ту-22МЗ, а также самолеты-заправщики Ил-78.
Читать дальше
Позже скрепя сердце авиастроители подтвердили: ушедшие в Алжир изделия были б/у, потому как производство МиГ-29 у нас уже давно свернуто. Вот, мол, и взяли лежалый товар из запасников Минобороны, использовав для его комплектации бэушные же узлы и детали. Но согласно контракту «Рособоронэкспорт» должен был поставить в Алжир новые машины - по системе trade in, в обмен на старые МиГ-29 в счет оплаты. А на официальном сайте РСК «МиГ» и вовсе обозначено, что «МиГ-29СМТ выпускается серийно с 2004 года».
Или авиастроители откровенно врут насчет серийного выпуска МиГ-29СМТ, или алжирцам в таком случае явно попытались впарить закамуфлированное под новинку старье.
Последнее весьма вероятно: с конца 1990-х годов серийного производства всех модификаций МиГ-29 фактически не ведется. Даже ВВС России с тех пор ни одного нового МиГ-29 не получали: под видом «глубокой модернизации» осуществлялся, по сути, штучный ремонт старых машин - не более того. Взамен МиГ-29 алжирцам предложили было суперновейший МиГ-35. Но те справедливо расценили это как откровенное издевательство: никакого МиГ-35 в природе реально не существует, ни в российских, ни в каких еще ВВС его нет, никто его серийно не производит - почти фантом. Срыв сделки нанес компании «МиГ» колоссальный ущерб - 320 млн долларов, а ее общая задолженность кредиторам к лету 2008 года достигала почти 1,7 млрд долларов.
Расследованием занялась ФСБ, довольно скоро установив: был и контрафакт, и брак, и старые запчасти, и, главное, заурядное мошенничество. Причем аналогичное дело - чуть ли не с одними и теми же фигурантами - ФСБ расследовала еще в 2005-2006 годах: тогда просроченные и контрафактные запчасти для МиГ-29 поставщики пытались сбыть полякам. Махинаторы приобрели старые блоки, узлы и детали за 3 млн рублей, навели марафет и, подделав документы, продали как новые. С алжирским заказом поступили аналогично.
Как установлено, зарегистрированная в Жуковском (Московская обл.) фирма «Авиатехносервис» за 10 млн рублей поставила нижегородскому авиазаводу «Сокол» 14 заведомо неисправных блоков предельных команд БПК-88. Блоки собрали из отслуживших свое узлов, выпущенных в 1993-1995 годах. По документам всё, разумеется, проходило как новое. Эти бракованные блоки и установили затем на МиГ-29 для Алжира. Вину, разумеется, свалят на субпоставщика - можно подумать, сборщики не знали, что ставят!
Алжирский скандал стал пощечиной лично Владимиру Путину. Хотя к браку он, конечно, никакого отношения не имеет, подставили его по полной программе - сделка прямо связана с его именем, ее заключили в марте 2006 года во время его визита в Алжир (тогда было достигнуто соглашение о списании алжирского долга России - 4,7 млрд долларов - в обмен на закупки российского оружия). Общую сумму военных контрактов оценивали почти в 8 млрд долларов, из них 1,286 млрд - за 34 истребителя МиГ-29.
К слову, с теми же МиГ-29 проблемы были и у Малайзии: в 1990-е годы им продали 18 МиГ-29СЭ. А когда возникли проблемы с запчастями, выяснилось, что поставщик ими обеспечить не может! Тогда малайзийцы вынуждены были разобрать на запчасти половину самолетов и больше о закупках МиГов не заикаются.
Применительно к Алжиру еще можно вспомнить проблемы, сопутствовавшие танковому контракту. Заказчика не устроило качество поставляемых ему Т-90СА: крайне невысокий (в сравнении с западными образцами) ресурс орудий из-за низкого качества орудийной стали. Но поставщики попытались убедить упрямых арабов, что стволы - расходный материал, а разница в их живучести связана «с иными, чем на Западе, взглядами на боевое применение танков». Видимо, наши танкостроители, подобно авиастроителям, всерьез полагали, что и танки алжирцы будут выводить лишь пару раз в год и на парадный плац. В этой связи еще можно припомнить и скандал, связанный с модернизацией для алжирских ВМС двух боевых кораблей: заказчик получил их обратно недоукомплектованными и с бракованным вооружением.
Пять лет назад на одном из совещаний по вопросам качества отечественного вооружения были приведены такие данные: на внутреннем рынке количество рекламаций на продукцию российских оборонных предприятий возросло в 10 раз, на внешнем - в 20 раз. Тогда же генерал Владимир Муравник, заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу, привел такие потрясающие данные: если в 2002 году иностранные заказчики предъявили российским производителям 622 рекламации, в 2003-м их было уже 861. С тех пор такие данные, компрометирующие отечественного товаропроизводителя, не публикуются.
На брак и низкое качество поставляемой продукции регулярно жалуются сирийцы. Бракованные ударные вертолеты Ми-35 (это экспортный вариант Ми-24) в 2003 году пытались всучить чехам. Одна из причин, по которой Китай начал сворачивать закупки российских вооружений, - падение их качества: половина всех рекламаций исходит именно от китайцев. В свое время едва удалось загасить скандал, разразившийся после поставок китайским ВМС эсминцев и подлодок с некондиционным вооружением: ракеты или не запускались, или не поражали цели. Был другой конфуз, когда выяснилось, что на эсминцы для Китая поставили не просто устаревшее оборудование, а «мусор, лежавший на складах 15 лет» (цит. по: «Ленинградская правда», 6 июля 2003 года). Были и проблемы с двигателями для Су-27, которые вдруг стали давать отказ после 15 часов работы...
Конфликты с индийцами вообще уже стали дежурным блюдом, один лишь казус с бесконечной переделкой авианосца «Адмирал Горшков» дорогого стоит - в прямом смысле. В начале прошлого года индийские моряки отказались принять у северодвинского судостроительного завода «Звездочка» дизельную подводную лодку «Синдувиджай»: брака до кучи и дефектное вооружение; было шесть испытательных пусков ракет 3М-54 - в цель не попала ни одна. И это уже традиция: когда индийским ВМС сдавали три фрегата проекта 1135.6, во время пробных стрельб все 100% пусков ракет «Стилет» провалились. Система либо вообще не стреляла, либо ракеты шли «в молоко». Из-за брака была отложена передача ВМС Индии в лизинг атомной подводной лодки Chakra. По утверждениям индийских военных, треть поставленных им Су-30МКИ уже небоеспособны из-за обилия дефектов. Предложенные индийцам противолодочные Ил-38 всем хороши, но субмарин упорно не обнаруживают даже на самых щадящих испытаниях. Поставленная Индии первая партия танков Т-90 оказалась некачественной...
Продолжать можно до бесконечности, но всегда одно и то же: российская оборонка уже и на экспорт выдает халтуру. Проблему много лет безуспешно дебатируют на самом высшем уровне. В последний раз - 30 декабря 2008 года на заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Тогда президент Дмитрий Медведев скажет открытым текстом: «нам необходимо неустанно следить» за качеством производимых вооружений. Потому как, «к сожалению, эти проблемы являются весьма актуальными и мы не должны краснеть перед нашими партнерами за поставки военно-технической продукции ненадлежащего качества». Значит, всё еще краснеем? И теряем рынки. Только шут с ними, с этими рынками: если даже требовательному клиенту пытаются впарить халтуру, остается лишь догадываться, сколь откровенный брак гонят уже для непритязательных родных ВВС. В свете того же алжирского казуса совсем по-иному воспринимается недавнее признание руководства ВВС России, что лишь треть всех состоящих у нас на вооружении МиГ-29, то есть около сотни, способны подняться в воздух. Другие две трети - небоеспособный хлам. На фоне которого даже отвергнутые алжирцами бракованные МиГ-29 - сущий подарок.
фото с chaskor
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/02/10/83536.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!