09/04/2009 09:57
Почему в эпоху кризиса не расцветает сфера бытовых услуг
Кризис лишил многих возможности регулярно покупать новые вещи. На этой почве могли бы расцвести службы мелкого бытового ремонта, однако не расцвели. "Московская правда" разбиралась, почему доставшаяся в наследство от советской эпохи сфера бытового обслуживания так стремительно почила в бозе.
По мнению одних экспертов, это следствие безудержного потребительского бума. Сдавать в ремонт одежду и бытовую технику стало как-то неприлично. Предмет, подвергшийся ремонту, получал несмываемое клеймо второсортности, и владелец избавлялся от него при первой подвернувшейся возможности.
Однако другие эксперты, считают что у сектора бытовых услуг в эпоху кризиса есть уникальная перспектива роста, но ловить момент никто не спешит. Теперь заменить сгоревший телевизор на новый и выбросить порванные на коленке брюки у многих рука не поднимается. Вывод напрашивается сам - спрос на всевозможные ремонтные услуги должен не просто увеличиться, а, как говорят экономисты, показать взрывной рост.
Ничего подобного не наблюдается. В разгар кризиса небольшие конторы, оказывавшие горожанам мелкие бытовые услуги, закрываются в массовом порядке, а те, что обласканы властями, укрупняются, прибавляют звезд и задирают цены.
Нужно отдавать себе отчет в том, что российский бизнес функционирует по своим правилам, далеким от интересов потребителя, говорят специалисты.
Взять, к примеру, ателье. Причем не из тех, что располагаются на территории больших ТЦ, а обычное. Такие ателье обычно арендуют помещения на первых этажах жилых домов и обслуживают местных жителей. При относительно недорогой аренде и дешевизне оборудования они сталкиваются с такими проблемами, как низкий потолок роста (круг клиентов не растет), нехватка квалифицированных мастеров (ремесло сейчас не в моде) и нежелание персонала добросовестно работать за скромную зарплату. В свою очередь, клиенты жалуются на хамство приемщиц, низкое качество оказываемых услуг и нарушение всех договоренностей. Джинсы могут подшивать за 500 рублей в течение целой недели. Грянул кризис - и все указанные проблемы обострились до предела. Многие просто закрылись.
Оставшиеся стали взвинчивать цены. То же самое происходит и с точками по ремонту обуви. Банальная замена обувной фурнитуры стала в Москве, столице России, настоящей проблемой. Нет такой услуги. За смену молнии на ботинке могут взять триста рублей, при том, что вся операция занимает 10 минут. Набойка - 500 рублей. "За что?" - возмущаются клиенты, но покорно платят. Молнию, если не принесете свою, поставят такую, какая есть, независимо от цвета и фасона той, что стоит на втором башмаке.
Химчистки и прачечные тоже теряют клиентов, поднимая и без того высокие цены.
Еще более интересная ситуация сложилась с теми организациями, что занимаются починкой бытовой техники. За последние десять лет неисправной электроники у москвичей должно было скопиться изрядно. А сервисные мастерские закрываются, оставляя недоумевающих граждан на растерзание дорогих фирменных центров или кустарей, которые в детстве посещали радиокружок.
Вместе с тем сервисные центры испытывают почти те же проблемы, что и ателье, за исключением, пожалуй, дефицита кадров - толковых технарей в Москве хватает, в отличие от грамотных портных и сапожников. Кроме того, у электронщиков есть такая беда, как постоянный дефицит комплектующих. И если в небольших устройствах вроде магнитофонов, плееров и телевизоров можно обойтись тем, что есть в наличии, то ремонт стиральных, посудомоечных машин или холодильников требует специфических и дорогостоящих запчастей. Сейчас цены на ремонт растут с устрашающей скоростью, в отличие от зарплат мастеров, которые, понятно, работают спустя рукава.
Рост цен на комплектующие стал главной причиной того плачевного положения, в котором сегодня находятся и автосервисы - едва ли не самая востребованная отрасль во всей сфере услуг. Скачки валютных курсов в сочетании с новыми таможенными пошлинами наносят по автомастерским тяжелый удар. Но в этой непростой ситуации они тоже демонстрируют особенности русского национального сервиса во всей красе. Механизм "раскрутки" клиентов заработал с удвоенной силой - ненужные услуги и запчасти, некачественный ремонт и прочие уловки, знакомые любому автовладельцу, сегодня принимают поистине угрожающий масштаб.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/04/09/103607.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!