24/10/2019 11:44
В Краснодаре выставка объединения «Колдовские художники»,
Это первая в Краснодаре выставка объединения «Колдовские художники», на которой будут представлены работы из нескольких тематических проектов разных лет, включая «Алтарь Карла Маркса», впервые показанный в 2018 году на выставке «Маркс навсегда» в залах Русского музея Санкт-Петербурга.
«Алтарь Карла Маркса» можно назвать «Сикстинской капеллой» «Колдовских художников», в которой отдельные картины всех участников сливаются в громоподобный голос коллективного автора.
«Колдовские художники» – популярнейшая группа Санкт-Петербурга, которая уже плотно укоренилась в его субкультурной мифологии. Существует мнение, что «колдовские» родились из ребра музыкальной группы «НОМ», хотя это было скорее не рождение, а слияние двух уже существующих коллективов на почве музыкальных перформансов, видеоработ и художественных выставок.
Такого рода синтез был характерен для ленинградских субкультур 1980-х, достаточно вспомнить «Новых художников» Тимура Новикова, но корни его уходят еще глубже – в начало ХХ века и группировки «Буновый валет» и «Ослиный хвост» Михаила Ларионова. Его главный революционный принцип – эгалитаризм искусства: уравнивание в правах высоких и низких жанров, оригиналов и копий, академического и самодеятельного искусства. Эгалитаризм вопреки элитизму побуждал Ларионова вовлекать в свою орбиту любое живое искусство, которое не укладывалось в тогдашние рамки институционального искусства.
С тех пор многое изменилось, художественные институции стали более всеядными, и может показаться, что они готовы принять и задушить в своих объятиях любую инициативу. Но это только кажется, поскольку принцип элитарности и производные от него игры в иерархии всё-таки доминируют в условиях современного неолиберализма.
«Колдовские художники» периодически заигрывают с институциями, но существуют своей коммуной и отстаивают свою территорию искусства. Важно, что в своей эстетике они обращаются к доинституциональному художественному опыту. Что это за опыт?
Всё очень просто: свои первые эстетические впечатления человек как правило получает не в музее или в галерее: для всех детей это книжки с картинками и мультфильмы, это настенные росписи и плакаты в поликлиниках, а также уличное «заборное» искусство. И только потом ко всему этому добавляются «альбомные» и «музейные» впечатления. Практика «колдовских художников» предполагает неразличение ранних и поздних эстетических опытов. Поэтому среди поклонников группы есть и такие, кто из принципа не ходит в музеи и признает только искусство «колдовских художников».
Демонстративный «колдовской» эгалитаризм в своём пафосе демократизации искусства идейно близок к марксизму-ленинизму. Кроме того, в одной из своих ранних тетрадей Карл Маркс писал, что в процессе развития научно-технического прогресса и движения к коммунизму само понятие «труд» исчерпает себя и преобразуется в «самодеятельность» как творческую «самореализацию», одной из форм которой является искусство.
«Колдовских художников», конечно, нельзя считать последовательными марксистами, они исповедуют анархический бунт и в своих работах транслируют и перерабатывают фантазмы коллективного сознания, а также коллективного бессознательного, в котором «бродячие» революционные образы не теряют яркости, они воспаляются, пламенеют, срастаясь с образами массовой культуры – от рекламы до фильмов ужасов.
Тактика «колдовских художников» – это извлечение бродячих образов из коллективного бессознательного с последующим их таргетированием и стабилизацией в сознании.
И это истинно революционная тактика открытого письма в противовес мелкобуржуазным скандалам, принятым в современном обществе.
Кирилл Светляков, куратор выставки
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2019/10/24/355814.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!