25/09/2013 13:43
МТС продолжает виртуальные прогулки по Краснодару
В рамках празднования 220-летия Краснодара, которое состоится компания МТС, ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, подготовила продолжение некоммерческого историко-культурного проекта «Виртуальная история». С помощью технологии «дополненная реальность» проект позволяет узнать о прошлом кубанской столицы в период с 1950 по 1980 гг. и увидеть облик города в исторической ретроспективе на дисплеях мобильных устройств.
В настоящее время обладателям смартфонов и планшетов на операционной системе iOS или Android уже доступны новые фотографии с описаниями объектов, относящихся к периоду советской эпохи. Историческая коллекция представлена изображениями архитектурных памятников – символов того времени, а также панорамными снимками города. Совершить виртуальную экскурсию возможно при наличии современного мобильного устройства, подключенного к мобильному Интернету 3G. Установив специальное бесплатное приложение Historypin, прогуливаясь по главной улице Краснодара – Красной – легко окунуться в мир прошлого и увидеть на экране смартфона или планшета, как выглядели исторические объекты, улицы и парки более полувека назад, оценить насколько изменился архитектурный облик города. Технология дополненной реальности позволяет увидеть даже те архитектурные сооружения, которые на сегодняшний день уже не существуют.
«Такие проекты наглядно демонстрируют те возможности, которыми сегодня обладает современный абонент. Предназначение «умных» гаджетов как раз и заключается в том, чтобы человек мог с их помощью удовлетворять всевозможные информационные запросы. Нынешний уровень развития сети МТС способствует активному внедрению и использованию полезных приложений на смартфонах и планшетах наших абонентов. Очевидно, что расширение сети, рост скорости доступа в Интернет будет только способствовать количеству и качеству различных приложений и расширению аудитории таких пользователей», - заявил директор МТС по маркетингу на Юге России Сергей Шипулин.
Управлять приложением Historypin очень просто. С помощью встроенного в телефоне GPS приложение самостоятельно определяет координаты пользователя и предлагает исторические фотографии ближайших достопримечательностей. При наведении на здание камеры мобильного устройства на его экран выводится историческая фотография поверх реального изображения, а также справка об объекте. Прозрачность фотографии можно отрегулировать движением пальца по экрану.
Напомним, первая часть проекта «Виртуальная история» стартовала в декабре 2012 года. Тогда компания МТС представила в Краснодаре с коллекцию исторических объектов, относящихся к началу ХХ века. Картотека архивных фотографий и сопроводительных исторических справок к ним составлена при участии известного кубанского историка-краеведа Виталия Бондаря.
Проект МТС «Виртуальная история» реализуется во многих городах России (более 20 городов) и Украины, на данный момент запущен более чем в 20 российских городах от Калининграда до Владивостока. На юге России проект также включает коллекции архивных фотографий Ростова-на-Дону, Волгограда.
Из истории улицы Красной
По стечению обстоятельств местом закладки стен Екатерининской крепости стал Карасунский Кут. Первое межевание улиц Войскового града провели на участке от улиц Крепостной (ныне ул. Пушкина) до Выгонной (сейчас ул. Мира). Дальше начинался выгон для скота. Главной улицей стала борозда в степи, которую казаки провели плугом весной 1794 года. Так родилась улица Красная, на которой еще 150 лет назад можно было ловить рыбу.
Главная, «пришпектовая», Красная, Большая – как только не называли местные жители центральную улицу Екатеринодара в период, когда внутригородские названия только складывались. Прижилось название «Красная» – вероятно, из-за ее красоты и парадности. Однако, если покопаться в истории, она таковой не являлась, хотя и была лучшей в городе.
Много раз местные власти пытались переименовать Красную. Улица могла бы стать Черноморской, Кубанской или Войсковой. В течение трех лет после визита в Екатеринодар Николая II улица называлась Николаевским проспектом. Однако на этом приключения с переименованиями не закончились. Были времена, когда улица красная носила имя Иосифа Сталина.
Что же касается самого города, Екатеринодар в середине XIX века внешне был похож на станицу. Кое-где из-за длинных заборов и целых лесов деревьев выглядывали маленькие домики и лачуги. Между заборами и высокими бревенчатыми тротуарами росли вековые дубы, а боковые улицы вовсе представляли из себя лесные просеки. Ухабы и глубокие колеи были обязательными атрибутами каждой улицы этого «города в лесу». Летом дороги зарастали ковылем высотой до пояса. Между этими зарослями с трудом отыскивалась проезжая часть. Летняя пыль и осенняя распутица были серьезным испытанием для горожан. Осенью улицы превращались в реки вязкой грязи, затруднявшей движение настолько, что иногда по несколько дней стояли «пробки» из застрявших в грязи повозок. Даже на главной улице – Красной, чтобы закрыть ставни в хате, казаки были вынуждены выезжать на лошади.
Главная улица Екатеринодара, тянувшаяся версты на две и освещавшаяся всего тремя керосиновыми фонарями, упиралась в огромную площадь, покрытую высокой травой и полевыми цветами. Казаки хвалились, что осенью на ней охотились на диких уток и перепелок.
С приходом ночи жизнь на улице замирала, и дикие животные выходили в город. Но не дикие звери были страшны – с наступлением темноты нередко происходили драки, совершались грабежи и убийства. Поэтому горожане старались с наступлением сумерек не выходить из своего жилища.
Шли годы… Уже спустя 100 лет после своего основания улица Красная представляла собой совершенно иное зрелище. Кстати, на плане Екатеринодара, датированном 1819 годом, в городе было уже около 40 улиц, в 1912 году – 95 протяженностью около 1 км. Сейчас в Краснодаре насчитывается свыше 1000 улиц общей протяженностью около 1700 км. Самые длинные – улицы Северная (6,7 км) и Ставропольская (6,8 км), самые короткие – Чехова (250 м) и Короткая (300 м).
И все же вернемся в прошлое. До середины XIX века в Екатеринодаре было только одно двухэтажное здание войсковой богадельни, а кирпичных домов – единицы. И все они находились на улице Красной. Только в 1874 году Екатерининская крепость получила права губернского города, и здесь все чаще стали строить двухэтажные, а позже и трехэтажные здания с красивыми бельэтажами. Множество великолепных аристократичных зданий были построены армянскими купцами. Некоторые из них сохранились на улице Красной и по сей день.
Постепенно улица Красная превратилась в торгово-деловой и культурный центр. Здесь стали появляться модные лавки и магазины, кафе, рестораны, гостиницы, конторы, банки, общественные собрания.
В 1877 году улицу вымостили булыжником и осветили керосиновыми фонарями. А в 1894 году уже появились электрические, с лампочками «мощностью в тысячу свечей каждая». В этот период времени появился в Екатеринодаре и водопровод, заменивший рытвины и каналы.
Излюбленным местом прогулок зажиточных горожан был Екатерининский сквер, появившийся в 1880-х. В центре Атаманской площади (бывшей Крепостной) в дни празднования 200-летнего юбилея войска состоялась закладка памятника Екатерине II. В 1904 году на площади был разбит сквер с аллеями, цветниками, бассейнами для фонтанов. Памятник императрице и дал название сквера – он стал Екатерининским.
Начинаясь сквером, улица Красная в начале XX века заканчивалась бульваром. Назывался он Ростовским, поскольку был разбит вдоль новых кварталов по Ростовской улице (новая часть улицы Красной). На его содержание городские власти ежегодно отпускали 400 рублей, однако много свидетельств о том, что бульвар еще долгое время находился в запустении.
Начинаясь с Крепостной площади, улица Красная заканчивалась сначала у оборонительного вала, проходившего вдоль улицы Длинной, а после его срытия – у улицы Новой (ныне ул. им. Буденного).
С ростом Екатеринодара в северном направлении новая часть улицы называлась Ростовской – по проходившей здесь дороге в Ростов-на-Дону. Как и Красная, Ростовская считалась торговой улицей. На ней располагались кузницы, склады сельхозмашин, леса и табака. Когда на Ростовской стали появляться жилые дома, кузницы и лесные склады перевели на улицу Кузнечную, хотя при этом горожане продолжали вести торговлю лесом прямо во дворах.
В конце 70-х годов XIX улица ростовская заканчивалась у Степной (ныне Хакурате), а дальше начинался выгон. К концу XIX века «достоянием» этого места стали Хлебный рынок и скотобойня. Нумерация домовладений по улицам Красной и Ростовской была сквозной, поэтому нумерацию здесь не стали менять.
Дальше улица росла уже в советское время, которое привнесло множество изменений как в архитектуре, так и в расширении территории города.
По материалам краеведа М. Никишовой
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2013/09/25/264184.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!