04/12/2017 15:55
Ральф Бендиш: «Я не приветствую субсидии, они тормозят развитие бизнеса»
Интервью Ральфа Бендиша, руководителя кубанского завода CLAAS, в котором он поделился своими мыслями о перспективах развития машиностроения и экономики.
Почему для строительства завода вы выбрали именно Краснодарский край? Чем привлек вас наш регион?
-Больше 15 лет назад руководство компании выбирало регион по трем факторам. В нем должен быть емкий рынок сбыта нашей продукции, развитое сельское хозяйство, в частности выращивание зерновых культур, а также промышленные предприятия для закупки некоторых комплектующих. По первым двум позициям Краснодарский край подходил идеально, вызывало некоторое опасение небольшое число нужных нам заводов, но в конечном итоге свой выбор решили остановить на Кубани, посчитав регион перспективным.
Как вы думаете, почему зарубежным инвесторам не стоит бояться развивать свой бизнес на Кубани?
-Регион имеет огромный потенциал. Здесь очень мягкий климат, большой ресурс рабочей силы. У АПК Краснодарского края достаточно высокий уровень применения средств механизации, за счет чего высвобождаются люди, ранее задействованные в ручном труде. На Кубани можно развивать, к примеру, машиностроение, создавать предприятия по выпуску наукоемкой продукции по новым технологиям, подготовленные кадры есть.
Какие меры поддержки бизнеса в Краснодарском крае, на ваш взгляд, являются наиболее действенными и почему?
- Самая действенная мера – не мешать самостоятельно развиваться. Бизнес необходимо избавить от излишнего внимания госорганов, а также от бюрократических процедур. Бесконечные проверки мешают, особенно со стороны федеральных органов. Считаю, что надо передать их функции региональным властям. Я не сторонник ни льгот, ни субсидий, они мешают нормальному развитию бизнеса. Они нужны крайне редко для нужд малого предпринимательства, и то только на определенное время. Я приведу пример. Власти Германии поддерживали субсидиями производителей солнечных элементов, но в один момент китайские производители смогли предложить рынку более дешевый товар в этом сегменте, и немецкие заводы обанкротились. Без поддержки государства предприниматели не смогли поддерживать темп развития, расслабились, не смогли снизить себестоимость и ушли. Субсидии не дают должным образом развиваться, в определенный момент они представляют опасность для компаний.
Какие основные преимущества для инвестиций имеет Кубань перед другими регионами нашей страны?
- Самое главное – профессиональная команда губернатора региона, от которой многое зависит. Вернее, от ее умения работать с инвесторами, сопровождать проекты, обеспечивать режим наибольшего благоприятствования. У Краснодарского края есть еще одно важное преимущество – наличие крупных портов, через которые можно вести внешнеэкономическую деятельность. Ну и конечно же - природно-климатические условия!
Какие проблемы мешают развитию бизнеса в регионе?
- Краснодарскому краю не хватает электроэнергии. Крупные предприятия потребляют ее в большом объеме, а сетевые компании не обладают необходимыми мощностями. Это очень острый вопрос и его надо решать быстрее, иначе это будет тормозить развитие экономики в целом. Как я уже говорил, надо передать функции различных федеральных надзоров региональным структурам, что благоприятно скажется на общем климате. Я не говорю об их отмене, а только об ограничении их количества. Наш завод работает давно, но власти Кубани нам по-прежнему помогают в решении некоторых вопросов, особенно во время переговоров в Москве с федеральными органами, хотелось, чтобы эта практика продолжилась. Лучшую рекламу региону делают довольные инвесторы. Руководители компаний имеют много контактов по бизнесу, их рекомендации будут иметь больший вес, чем, к примеру, прямая реклама.
Что за последние 10 лет в экономике Краснодарского края стало лучше?
- Экономика Кубани стала диверсифицированной. Если раньше главный упор делался на сельское хозяйство, то в последние годы власти активно развивают машиностроение, переработку и хранение продукции сельхозпредприятий. Возможно, и вокруг нашего завода появится промышленный кластер, который позволит поднять уровень локализации нашей продукции, но для этого нужны предприятия-поставщики. В Краснодарском крае вполне реально построить производство легковых или коммерческих автомашин. По моим данным, такие проекты прорабатывают зарубежные компании.
Какие новое отрасли экономики Краснодарского края будут иметь хорошие перспективы в будущем?
- Краснодарский край просто создан для организации производства возобновляемой энергии, а точнее – солнечных батарей и связанной с ними техники. За этим будущее. Я наблюдаю за данными процессами и могу сказать, что со временем мы уйдем от двигателей внутреннего сгорания, а большая часть электропотребления будет идти от экологически чистых технологий. Это могут быть биогазовые установки, панели, ветрогенераторы. Для выпуска подобной продукции понадобятся индустриальные и промышленные парки. Нужна разработка дорожной карты. В Европе установили уже сотни ветрогенраторов.
Как вы думаете начнется ли в ближайшее время восстановление станкостроения на Кубани?
- На этот вопрос можно ответить, просчитав спрос и объем необходимых инвестиций. Возможно, это будет невыгодно. Мы недавно приобрели два станка, один из них был произведен на единственном в Восточной Европе белорусском заводе. Предприятие работает при наличии заказов, оборудование выполнено на технологическом уровне 30-летней давности, они не развиваются. В чем тогда смысл существования завода? Нельзя начать капиталоемкое производство с нуля без перспектив сбыта. В Краснодарском крае лучшее сельское хозяйство в стране, вино, туризм, эти направления - вектор уверенного развития региона на сегодняшний день.
Каким, на ваш взгляд, сегодня является уровень развития машиностроения Кубани?
- Есть куда расти. Особенно в плане технологий и качества продукции. Но я могу говорить только о сельхозмашиностроении, здесь у меня больше информации, поэтому я утверждаю, что в Краснодарском крае расположено мощное современное предприятие в нашем лице. Мы выпускаем комбайны и трактора мирового уровня. При том, что нам пришлось для России существенно увеличить ресурс изделий. Техника в стране на полях работает в несколько раз интенсивнее, чем в Европе, это обусловлено значительно большими площадями обработки.
С какими трудностями пришлось столкнуться вашему предприятию?
- С отсутствием необходимого количества предприятий-поставщиков. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятий машиностроения на Кубани было больше. У нас иногда возникают организационные проблемы, когда мы не можем найти компоненты здесь по той же цене, по которой мы их можем приобрести в Германии или Чехии. Компании здесь хотят получить прибыль быстро, искусственно завышая цены. В Германии уровень прибыли везде одинаков – 3%. Здесь же он может превышать и 15-20%. Нам необходимо продать свою технику по приемлемой для сельхозпредприятий цене. Вторая проблема – очень высокие процентные ставки банков. Я не понимаю, чем они мотивированы. У банков миллиардные прибыли, а бизнес не может взять кредиты. Должна быть система, при которой компании занимают деньги у финансовых организаций и спокойно отдают в ближайшие несколько лет. Решение этой проблемы целиком на государстве, в его функции регулирования банковской сферы.
Реально ли нашей стране догнать западные компании по уровню машиностроения?
-На этот вопрос трудно ответить. Я родился в Восточной Германии и знаю уровень Советского Союза тех лет. Страны Варшавского договора и тогда отставали по уровню развития машиностроения. Процесс глобализации экономики зашел далеко, полностью заменить продукцию по программе импортозамещения не удастся. Да и не вижу смысла заново изобретать велосипед.
CLAAS – первая зарубежная компания, которая вошла в программу поддержки производителей сельскохозяйственной техники Краснодарского края. Как вы думаете, какие плюсы получил от данного сотрудничества регион, а какие - ваше предприятие? Стоит ли применять эту практику в дальнейшем на другие производства?
- Наша компания пришла в Россию 14 лет назад. В 2003 году в Краснодаре наладили производство продукции путем крупноузловой сборки из машинокомплектов. Сейчас мы производим технику с высокой долей локализации из российского металла, постепенно почти полностью будем изготавливать машины из деталей, произведенных в стране, в том числе и в крае. Создаем больше рабочих мест, планируем увеличить производственные мощности, хотя вначале не планировали это делать так быстро. Но нам уже не хватает места, поэтому будем достраивать цеха. Позднее планируем отдать в аренду мощности нашим партнерам, которые и будут заниматься производством. Краю это даст решение проблем трудоустройства, отчисления в бюджет, в будущем - образование машиностроительного кластера вокруг завода.
Последнее время в России часто рассуждают о том, что бизнес из Германии мог бы получить широкое развитие в нашей стране, в том числе и в Краснодарском крае. Как вы думаете, что этому может мешать?
- Ничего не мешает, в том числе и санкции. У представителей немецких компаний нет ясной картины о том, как будет развиваться экономика России. Недавно к нам приезжала делегация четырех предприятий по выпуску автокомпонентов, и ее представители рассказали, что отложили строительство завода в стране по этой причине. Но есть и другие компании, которые начинают проекты в России. Например, Petkus, специализирующаяся на производстве оборудовании для элеваторов, уже подписала соглашение с администрацией Кубани. Для них, кстати, важным обстоятельство при выборе региона было наличие нашего завода. Это к слову о машиностроительном кластере. По моим данным, всего в России есть свыше 5 тыс. предприятий с участием немецкого капитала, где работают свыше 270 тыс. сотрудников. Их оборот составляет более $50 млрд. За последние годы их число немного сократилось. Часть небольших компаний закрыли свои представительства, крупные наоборот укрепили свои позиции на рынке, они продолжают инвестировать в экономику страны.
Какие направления бизнеса будет наиболее интересно развивать немецким компаниям на Кубани?
- Безусловно, это производство и поставка комплектующих, создание и комплектация перерабатывающих производств в сфере АПК, туристко-реакреационный бизнес, хранение и транспортировка сельхозпродукции, в частности, овощей и фруктов. Сейчас целый ряд компаний ведут переговоры с властями Краснодарского края. Возможно, новые соглашения подпишут в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
Какие отличия имеет ведение бизнеса в Краснодарском крае от общероссийского, немецкого, западного?
- Бизнес не отличается ничем, разве что здесь все процессы проходят более динамично. Менталитет наших народов достаточно близок. Транслировать наш подход к бизнесу, к порядку, дисциплине, качеству оказалось легко. Наши сотрудники приняли все быстро. В каждой стране есть свои особенности. Завод во Франции было тяжелее интегрировать в структуру нашего концерна.
Краткие сведения
Ральф Бендиш родился в Бранденбурге (Германия) в 1958 году. С 1976 по 1985 года изучал машиностроение в Киеве, где защитил кандидатскую диссертацию. С 1998 года работает в CLAAS KGaA mbH. Сначала в Северной Рейн-Вестфалии, затем в Украине, Белоруссии и России. С 2003 года - генеральный директор ООО «КЛААС» в Краснодаре. Женат, имеет троих детей. Господин Бендиш также почетный консул ФРГ в Краснодаре, уполномоченный представитель Российско-Германской внешнеторговой палаты по ЮФО. Он - профессор КубГАУ, почетный профессор КубГТУ и Кубанского государственного университета, член консультативного совета по иностранным инвестициям при губернаторе региона, заместитель председателя Южного регионального комитета Ассоциации Европейского бизнеса, заслуженный машиностроитель региона, почетный гражданин Краснодара.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2017/12/04/337959.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!