18/10/2018 17:45
Аромат краснодарского бренда
О перспективах развития и проблемах чайной отрасли на Кубани – начальник отдела садоводства управления растениеводства Минсельхоза по Краснодарскому краю Евгений Крицкий.
Насколько сегодня популярен краснодарский чай?
Чрезвычайно. Сейчас за право представлять этот бренд борются десятки фабрик. Они хотят фасовать и продавать чай под этой маркой. А ведь еще пятнадцать лет назад краснодарский чай никому не был нужен.
Как отличить настоящий краснодарский чай от подделки и сколько может стоить оригинал?
Краснодарский чай – это чай, выращенный в районе Сочи. Он купажирован по правилам и рецептурам, действующих еще с советских времен. К сожалению, не всегда «Краснодарский чай», представленный в магазинах, соответствует своему имени. Бывает так, что от «краснодарского» в нем только название, а в пачке вьетнамский или индийский чай. Настоящий краснодарский чай можно попробовать на туристических объектах в Сочи. В чайных домиках края проходят дегустации с блинами и вареньем из южных фруктов. Там вы точно запомните этот вкус и уже никогда не спутаете его с поддельным. Качественный чай на объектах туризма стоит 3500-4000 рублей за килограмм. Эта цена устраивает и производителя, и покупателя. Чай имеет успех и весь распродается уже в марте. Есть элитные сорта чая для особых ценителей. Они могут стоит 10-15 тысяч рублей за килограмм.
Сколько площадей в крае заняты под чайные плантации?
1203 гектара плантаций, из которых чай собирается на 326 гектарах. Остальная площадь – плантации, заброшенные еще в девяностые годы. Сейчас мы проводим реконструкцию для введения этих земель в эксплуатацию. Это трудоёмкий процесс. На начальном этапе производится подрезка и раскорчевка растительности, чтобы остались только чайные кусты. Затем в течение трех лет производится особый уход для восстановления чайной шпалеры. С неё в дальнейшем и будет собираться лист. Дело в том, что существующие в крае плантации закладывались еще в 40-х годах прошлого века. За последние годы площади уменьшились – некоторые отошли под объекты Олимпиады, часть плантаций на склонах уничтожили оползни. Из-за реконструкции закладка новых плантаций не планируется.
Изменились ли технология производства чая за последние годы? Насколько наши чаеводы ориентируются на мировые тенденции?
Технологии изменились. В 80- 90-х годах превалировал механизированный сбор. Из-за этого в упаковке попадались грубые ветки, что сказывалось на привлекательности краснодарского чая для потребителя. В настоящее время мы ориентируемся на ручной сбор. За счет этого в разы улучшается качество и конкурентоспособность чая. Что касается производства – «Мацестинская чайная фабрика» владеет самыми современными технологиями переработки. Недавно там закупили современные японские линии по переработке зеленого чая. Линий такого качества – три или четыре во всем мире. Чай получается высочайшего уровня и выигрывает гран-при на международных конкурсах.
Насколько сами чаеводы заинтересованы в развитии отрасли?
Активные собственники производят реконструкцию, задумываются о чайных питомниках. Питомники нужны, чтобы ликвидировать изреженность плантаций за счет подсадки новых растений. В этой работе фермерам помогает институт цветоводства и субтропических культур в Сочи. Они отбирают исходные формы в сортовых плантациях. В этом году в планах заложить маточник чая в городе Сочи. Уже через два года он выдаст растения, которые можно будет высаживать.
Каков потенциал чаеводства в крае? Есть ли куда развиваться?
На сегодняшний день 1203 гектара – пока что предел. В советское время чай высаживался на площади шести тысяч гектар. Выжили те плантации, которые сейчас существуют. Чай очень требователен и растет только на кислой почве с особыми свойствами. Сейчас стоит вопрос в освоении имеющихся площадей и увеличении урожайности за счет новых технологий. Есть возможность установки орошения с системой фертигации (внесения растворимых удобрений). Это повлияет на урожайность и качество получаемого чая. Россия потребляет порядка 100 тысяч тонн чая в год, из которых 0,1% - кубанского чая. Если восстановить все чайные площади и повысить урожайность, то мы можем достигнуть 0,6-0,7%. Это наш предел.
Хватит ли кадров на воплощение этих планов? Насколько прибыльно работать у чаеводов?
Работа чаевода – это тяжелый труд. Нужно рано вставать, таскать мешки по плантации, использовать средства механизации для ухода. Во время подготовки к Олимпиаде вся рабочая сила была оттянута на стройки. Сейчас ситуация нормализовалась, хотя проблема с кадрами все же есть. На сезон нанимают студентов, люди приезжают работать целыми семьями. В «Мацестинском чае» такие работники получают до 50 тысяч рублей в месяц. Из числа студентов, которые проходят практику, проходит уже дальнейший отбор кадров. Человек понимает, что ему нравится чаеводство и остаётся в отрасли. Постоянные кадры – это квалифицированные специалисты, которые работают десятилетиями. Высшего образования по чаеводству нет и на предприятиях работают агрономы, имеющие знания и опыт. Например, большим опытом должны обладать tea-тестеры. Это дегустаторы, которые составляют купаж чая, чтобы он был стабильным по вкусу и ароматике. Такого специалиста невозможно вырастить за год, это долгий процесс.
Недавно приняли закон о чаеводстве. Что изменилось для наших чаеводов с его принятием?
Закон позволил разработать программу краевой поддержки чаеводства. В 2017 году было выделено 25 млн рублей на поддержку отрасли, в этом году – 26,6 млн рублей. На эти средства предприятия начали реконструкцию плантаций. Если три года назад они реконструировали 5-6 гектар в год, то в прошлом году работы проведены на 72 гектарах. За весну этого года реконструировано 50,5 гектар чайных плантаций. Через три года там будут собирать урожай. С помощью закона вводятся субсидии не только на реконструкцию, но и орошение чайных плантаций. На данный момент «Мацестинский чай» и «Солохаулский чай» имеют планы по установке орошения. Кроме того, закон даёт возможность субсидирования закладки чайных плантаций.
Какие проблемы мешают чайной отрасли сегодня?
Проблем много. Во-первых, это неурегулированные земельные отношения в некоторых предприятиях («Шапсунский чай», «Адлерский чай»). Из-за этого собственники не могут вкладываться в реконструкцию плантаций. Во-вторых, наличие на полках магазинов фальсифицированного краснодарского чая. В-третьих, инертность некоторых собственников, которые думают, восстанавливать ли эту отрасль в своем хозяйстве. Думаю, что пример тех, кто впереди, сыграет свою роль. Наша изюминка, наш бренд будет восстановлен. Краснодарским чаем можно гордиться, это уникальность нашего края.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2018/10/18/347678.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!