11/12/2017 13:06
На Кубани созданы все условия для развития бизнеса пассажирских перевозок
Особенности ведения бизнеса в Краснодарском крае. Об этом и многом другом рассказывает руководитель Fasten и CEO-агрегатора такси ГК «Везет» Евгений Львов.
В ноябре этого года в администрации Краснодара обсудили меры борьбы с нелегальными такси. Основной проблемой в сфере перевозок легковым такси в городе назвали диспетчерские службы и интернет-сервисы по заказу такси, которые лишь принимают заказы, передавая их как официально существующей фирме, так и нелегальному перевозчику. При этом они не обеспечивают ни качество обслуживания, ни безопасность пассажиров.
В 2017 году в столице Кубани зарегистрировано 17 диспетчерских служб и более 3100 перевозчиков. По результатам проверок нелегальными перевозками могут заниматься до 20 тысяч человек. Было проведено более 60 рейдов, составлено свыше 160 протоколов, перемещено на штрафстоянку 60 машин, однако болезнь не вылечить, если заниматься только симптомами. Увы, подобная проблема характерна для всего Краснодарского края.
В свое время Евгений Львов основал один из самых успешных бизнесов в сфере пассажирских перевозок не только Кубани, но и России. Его проект Fasten вышел на рынок США и сейчас показывает там неплохие результаты. Мы поговорили о том, можно ли сегодня создавать новые бизнес-проекты в такси, о законодательном регулировании этой сферы, инвестиционном климате на Кубани, опыте предпринимательства на международном уровне. А еще: почему крупнейшая компания в России в сфере перевозок не переводит свой офис из Краснодара в Москву?
Каков сейчас потенциал развития рынка в сфере такси? Есть ли смысл инвестировать этот бизнес?
- Начнем с того, что нужно четко определить, о каком сегменте бизнеса мы говорим. Компании, занимающиеся перевозками, и компании, которые разрабатывают программный продукт для заказа такси по мобильному телефону (и/или с помощью приложения) — это разные бизнесы. Но их объединяет одно: людям нужно перемещаться из пункта А в пункт Б, и, соответственно, перевозки будут всегда востребованы.
Сейчас, благодаря развитию технологий и появлению федеральных сервисов заказа такси, барьеры для входа в бизнес стали ниже. Агрегаторы берут на себя самую капиталоемкую часть расходов: контактные центры, поддержку пользователей, рекламные кампании. А предприниматели могут инвестировать в автопарк и быстро выходить на прибыль.
Спрос на такси растет, потому что к людям пришло понимание, что личный автомобиль не особенно нужен. Он не используется 95 % времени, но расходов требует все время. Проще позвонить или воспользоваться приложением, и через 5 минут уехать на такси. Где-то не очень хорошо развит общественный транспорт, но даже в крупных городах, где проблем с этим нет, он не довезет до каждого подъезда.
Благодаря технологиям заказа такси, поездку можно заказать быстро, просто и дешево. Поэтому сейчас инвесторы вкладывают миллиарды в национальные сервисы заказа перевозок, такие как Didi (Китай), Olа (Индия) или GrabTaxi (Юго-Восточная Азия). В России, где Группа «Везет» - лидер, рынок пока недооценен. И малый и средний бизнес тоже может принять участие в его росте и развитии.
Реально ли сегодня открыть бизнес по перевозкам с нуля и при этом сделать так, чтобы он стал прибыльным? Как сделать компанию успешной?
- Если говорить именно о сервисах заказа такси, то, наверное, время для запуска с нуля больших компаний в этой сфере уже прошло. Рынок в целом сформировался. Чтобы построить бизнес в масштабе страны нужны очень большие инвестиции.
Но любой агрегатор будет сотрудничать с водителями, поэтому перевозчики нужны всегда. Так что, возможно, есть смысл вкладывать деньги именно в автомобильный парк. При этом таксопарку не нужно ничего инвестировать в собственное мобильное приложение, создавать свой контактный центр: невозможно будет на равных конкурировать с агрегатором, который сотрудничает с 20 таксопарками и может обеспечить подачу машины за 5 минут. Но такой таксопарк может зарабатывать на поездках, подключившись к сервису заказа вроде нашего, и не вкладывать при этом ни копейки в рекламу.
Почему штаб-квартира вашей компании до сих пор находится в Краснодаре, а не в Москве?
- Переводить штаб-квартиру в Москву нет смысла, поскольку мы - технологическая компания, и работаем тоже технологично. Нет большой разницы, в каком городе «сидит» сотрудник. Кстати, замечу, что мы видим интересный процесс - мы приглашаем на работу талантливых менеджеров из разных регионов, и некоторые из них с удовольствием переехали и перевезли свои семьи в Краснодар.
Насколько, на ваш взгляд, комфортны условия для развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае?
- В силу своей работы я бывал во многих городах и регионах. Могу сказать, что Краснодарский край заметно отличается именно тем, что здесь много малого и среднего бизнеса. Люди создают рабочие места для самих себя, для своих родственников. Как и в любом регионе, у нас есть свои преимущества и свои недостатки, и, конечно же, всегда есть к чему стремиться. Но малый и средний бизнес у нас в крае растет, и это главный показатель.
Чем привлекателен Краснодарский край для вашего бизнеса? Что бы вы предложили поменять?
- Исторически на юге не было крупных промышленных предприятий (как, скажем, на Урале, тут нет гигантских градообразующих заводов). Люди здесь привыкли во многом полагаться на самих себя, у них есть предпринимательская жилка, они готовы работать на себя. Собственно говоря, сервисы заказа такси как раз помогают людям, которые хотят сами при помощи своего имущества (например, автомобиль) работать и зарабатывать.
К сожалению, законодательство пока что сильно отстает: практически все нормы и требования прописывались 20-30 лет назад. Мы обязаны сейчас работать по правилам СССР, но с тех пор все изменилось. Мы давно говорим о необходимости легализации, так называемых «самозанятых» водителей. Чтобы люди могли без лишних бюрократических препонов легально работать на себя (как таксисты), зарабатывать, платить посильные налоги. Но для этого нужны изменения в законодательстве.
Как вы считаете, Краснодарский край является привлекательным регионом в плане инвестиций?
- Да, конечно. Власти региона способствуют привлечению новых инвестпроектов. Край развивается, постоянно идет активный приток жителей, люди выбирают регион, благодаря хорошему климату. Приезжают с новыми идеями, начинают собственное дело. Есть уже как минимум два примера, выросших из Краснодара до масштабов всей страны. Это «Магнит» Сергея Галицкого, и наш (конечно, более скромный по масштабам) сервис заказа такси. Два этих бренда - «Магнит» и «Везет» - известны всей России. А есть еще десятки предпринимателей, которые приехали и открыли свое дело. Они не так известны, но они работают, делают свою работу, платят налоги.
Почему вы решили заняться реализацией своего проекта за рубежом? Какие этапы вам пришлось пройти до того, как компания начала приносить прибыль?
- Хотелось попробовать, сможем ли мы силами нашей краснодарской команды, не зная никого в Америке, запустить сервис на этом сложном и конкурентном рынке. Оказалось, что это вполне реально. Fasten в США успешно запустился, сейчас он работает уже в двух городах.
Как вы думаете, успех вашего сервиса Fasten в США — это просто удача или результат правильно построенной стратегии развития?
- Fasten в США пока что достаточно локальный бизнес. Но для нас это очень ценный опыт и очень ценные наработки. Мы собрали звездную команду программистов и сделали, без преувеличения, продукт мирового уровня. В этом году мы провели локализацию приложения для Краснодара и сейчас проводим его бета-тестирование. Уже скоро жители города смогут скачать приложение и заказывать через него машины.
Собираетесь ли вы в дальнейшем продвигать свой бизнес через франшизу? Кому вы посоветуете ее приобрести?
- Да, в этом году мы объявили о запуске франшизы. Бренд «Везет» по франчайзинговому договору в сентябре запустился в Ивановской области (два города), идут переговоры еще в нескольких регионах страны. Мы предлагаем франчайзи «коробочное решение». Это готовый, описанный в четких инструкциях бизнес. При этом берем на себя самые сложные и затратные части: контактный центр и службу поддержки клиентов. Нам, как большой компании, интересны крупные города. Франшиза разработана для малых городов. Даже в населенном пункте с населением около 30 тысяч человек местные предприниматели смогут, используя наши наработки, запустить сервис заказа такси. Таким образом, сервис «Везет» будет доступен практически в любой точке России.
Стоит ли ждать консолидацию рынка перевозок и его монополизацию?
- Конечно, консолидация уже происходит. Мы были первыми в этом процессе, когда объединили сервисы «Сатурн» и «Везет-Рутакси». Несколько месяцев спустя было объявлено о поглощении российского бизнеса Uber Яндексом. Таким образом, мы уже можем видеть будущую конфигурацию рынка - это два крупных российских сервиса - Яндекс и «Везет», у каждого из которых есть свои преимущества.
Например, мы своими преимуществами считаем возможность заказа такси любым удобным способом. Несколько лет назад все говорили о неизбежном «выдавливании» телефонии приложениями, СМИ писали о так называемых «устаревших диспетчерских службах». Но мы видим, что заказ такси через телефонию, во-первых, все еще достаточно высокотехнологичный продукт, во-вторых, очень востребованный: в России им пользуется намного больше клиентов, чем приложением. В целом же, рынок заказа такси очень конкурентоспособный, и монополизация ему не грозит.
Постоянный адрес статьи:
http://news.rufox.ru/articles/2017/12/11/337946.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!