15/10/2009 10:11
Чем выше грамотность – тем сильнее изменяется мозг
Ученые пришли к интересному выводу: оказывается, обучение умению читать и писать изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах. Статьи ученых опубликованны в журнале Nature. Исследователи установили функцию угловой извилины мозга, давно ассоциировавшейся специалистами с грамотностью, которая, как оказалось, состоит в предугадывании следующей буквы или слова по мере прочтения или написания того или иного слова. Мануел Каррерас из Баскского центра по изучению сознания, мозга и языка и его коллеги впервые смогли изучить эффект, который оказывает грамотность на человеческий мозг, проведя свое исследование на группе колумбийских партизан, обучившихся грамоте только по достижении зрелого возраста.
До последнего момента ученые не могли выявить области мозга, отвечающие за умение читать и писать, в связи с тем, что большая часть людей уже обладает этими навыками в зрелом возрасте, а дети для целей исследования не подходят, так как кроме грамоты они одновременно обучаются сразу многим умениям. "Работа с бывшими колумбийскими партизанами дала нам уникальную возможность увидеть развивитие мозга по мере того, как люди учатся читать", - сказала одна из соавторов публикации Кэти Прайс, профессор Университетского колледжа в Лондоне.
В своей работе ученые сравнили томограммы головного мозга, сделанные с помощью метода функциональной магнеторезонансной томографии, у 20 бывших партизан, прошедших курс обучения грамоте, и 26 партизан, которым освоить грамоту еще только предстояло. Так ученым удалось обнаружить области мозга, вовлеченные в процесс чтения. Области, отвечающие за грамотность, оказались сконцентрированы в нескольких областях левого полушария мозга. Плотность серого вещества, отвечающего за "обработку" информации, оказалась увеличенной после обучения чтению в областях, уже выявленных учеными прежде как области, отвечающие за распознавание букв, их преобразование в звуки и осмысленные слова и фразы.
Помимо этого, специалисты обнаружили, что плотность белого вещества, отвечающего за связь между этими долями, тоже возрастает по мере обучения грамоте. Особенно сильно увеличились "контакты", приходящие и исходящие из угловой извилины. Уже 150 лет ученые знали, что эта область мозга каким-то образом связана с грамотностью, однако установить ее точную функцию за полтора века никто не смог. Эти работы помогут ученым разобраться с причинами дислексии - нарушения в работе мозга, мешающего людям научиться читать. Теперь ученые знают, что некоторое уменьшение объема отделов мозга при дислексии является её следствием, а не причиной.
Постоянный адрес новости:
http://news.rufox.ru/texts/2009/10/15/179708.htm
Источник:
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться! Если у Вас еще нет аккаунта, то Вы можете получить его прямо сейчас!